Церковь и религия

В XVI веке среди латышей распространился протестантизм. Он не прижился только в Латгалии, до второй половины XVIII века входившей в состав Польши: большинство верующих латгальцев исповедуют католицизм. Лютеранская религия для проживающих в иноэтническом и иноконфессиональном окружении латышей способствовала сохранению ими своей национальности. Латыши, как и другие лютеране, жившие в России, отмечали общие для христиан праздники: Рождество, Пасху, Троицу, но имели особую традицию в проведении кладбищенских богослужений. Кладбищенские богослужения обычно приходятся у латышей, особо уважающих память об умерших, на летние месяцы: июнь-август. В этот период проходили и проходят в Латвии на разных кладбищах богослужения. Они короче церковных: опущена общая исповедь и сакраментальная фраза «Господь да будет с вами». За соответствующей проповедью пастора следует общая молитва присутствующих за усопших. До начала XIX века петербургские латыши не имели ни богослужений на родном языке, ни своих проповедников. Поселяясь на территории России в XIX веке, латыши образовывали по месту их территориального размещения лютеранские общины, входившие в Петербургский либо Московский консисториальный округ. В 1904 г. латыши лютеранского вероисповедания составляли в Петербургском консисториальном округе - 26 800, в Московском - 22 000 человек. Многие лютеранские церковные приходы примыкали к немецким приходам. В немецкой церкви Св. Михаила при 1-ом кадетском корпусе (Средний пр., 18-а) в 1787-1801 гг. шли службы и на эстонском языке. В той же церкви молились и латыши, служившие в гвардии и флоте, посещавшие немецкие службы. С 1835 года латыши молились в часовне Св. Марии при Градских богадельнях (ул. Смольного (Пальменбахская), 4), где первым пастором латышского прихода стал Вильгельм фон Книриен. Настоящим центром латышской общины города стала Евангелическо-лютеранская немецко-латышская церковь Христа Спасителя, именовавшаяся также латышской кирхой (Загородный пр., 62, 1847-1849, арх. В. Морган, перестроена в 1864-1865 Н. Бенуа). Церковь на 400 человек была заложена 22 июня 1847 года и строилась главным образом на пожертвования. С помощью дарственной суммы в 12 000 рублей, предоставленной императором Николаем I, стало возможным заложить фундамент храма. 10 тысяч рублей серебром выделил на строительство латышский купец Петер Янис. Много потрудился для дела барон И. А. Фитингоф, командир лейб-гвардии кавалергардского полка. 3 июля 1849 года новопостроенный божий дом во имя Иисуса был освящен пастором Конради. Здание имело хоры и было украшено двумя алтарными картинами: «Распятие» и «Тайная Вечеря». Вскоре на хорах появился орган. Церковь, называемая в народе латышской, стала средоточием культурной жизни латышского населения в городе, в ней собиралось на воскресные богослужения большинство латышей-лютеран столицы. Церковь посещала и немецкая община, которая по числу членов значительно уступала латышской. По статистическим данным 1906/1907 гг. в латышско-немецкий приход церкви Иисуса входили латышская община, насчитывавшая 10 000 прихожан, среди которых было 7400 латышей и 2600 немцев, и немецкая община, состоявшая из 400 латышей и 1400 немцев. Число конфирмированных составляло соответственно в латышской общине - 67, а в немецкой - 32 человека. Разделение латышей по общинам, очевидно, было следствием их разноязычности. В 1881-1882 гг. по проекту В. А. Шретера рядом с церковью был возведен большой доходный дом. В нем разместились: богадельня, приюты, дешевые квартиры, две торговые школы. В 1910 году архитектор А. Ф. Бубырь надстроил этот дом мансардой. На углу проспекта и Подольской улицы был построен ещё один церковный дом. Печальна дальнейшая судьба храма Божьего. В 1923 году кирху пытались закрыть, но это произошло только в 1938 году «по требованию рабочих-латышей» (см. Приложение, ч.1, п.2,3). В 1940 году церковь постигла участь десятков ленинградских храмов: она была полностью снесена. Ныне на этом месте находится небольшой сквер. Поселившиеся в России латыши-лютеране, ведя хозяйство на новых землях, показали себя хорошими сельскими хозяевами. Лютеранская религия укрепляла исторически сложившееся стремление к труду, вырабатывая в латыше миросозерцание, в силу которого человек приходил к убеждению, что он должен в поте лица своего добывать хлеб, не ожидая ничего от других, жить для труда, веря, что Бог помогает тому, кто помогает себе. От коренных жителей латыши отличались грамотностью и стремлением к образованию. Они должны были знать грамоту для того, чтобы быть конфирмированными в лютеранской церкви. Распространению различных знаний среди лютеран-латышей способствовали пасторы, как правило, высокообразованные люди. Среди них было много лиц немецкой национальности. Ныне латышская община проводит свои богослужения в кирхе Св. Екатерины (Большой пр. В. О., 1А). Пастором является Александр Герлах.

Thursday the 17th - Free Joomla Template.