Латыши, начиная с середины XIX-го века, стали приезжать в Петербург. Кто-то приезжал в поисках лучшей жизни, а кто-то – получить высшее образование, которое в то время считалось престижным и неразрывно связанным с мировым опытом и знанием.
История, культура и наука увековечила многие латышские имена, которые стали видными деятелями Российской империи, а, вернувшись на Родину, создали серьёзную высшую школу уже в Латвии. Невозможно на одной странице сайта рассказать обо всех, мы коснёмся лишь некоторых представителей латышской интеллигенции из разных областей искусства и науки, неразрывно связанных с Петербургом-Петроградом-Ленинградом. 

Карл Гун (Kārlis Hūns, Карл Фёдорович Гун (1830 — 1877),
уроженец Мадлиены, считается первым латышом, который в 1861 году окончил Петербургскую Академию художеств с золотой медалью. 

В 1850 г. он приехал в Санкт-Петербург и поступил рисовальщиком к литографу Паппе. Через два года его принимают на обучение в Академию художеств.
Во время прохождения академического курса он получил четыре серебряных медали за успехи в рисовании и живописи и в 1860 году,
участвуя в конкурсе, малую золотую медаль за картину «Олимпийские игры».

В 1861 году он удостоился звания классного художника 1-й статьи и ему была вручена большая золотая медаль за программную картину
«Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе Василия Темного».

После окончания Академии художник отправляется в путешествие по российским губерниям, а с 1863 по 1870 год в качестве пенсионера Академии – повышать мастерство в Европу, решив обосноваться в Париже. Так в 1868 году на Парижском салоне появилась его картина «Канун Варфоломеевской ночи», обратившая на себя внимание. Будучи потом прислана в Санкт-Петербург, она принесла художнику звание академика и была приобретена Государем Императором, тогда еще Наследником Цесаревичем. Превосходная копия этой картины, сделанная акварелью, находится в музее Академии.

Ещё путешествуя по России, Карл Гун делал зарисовки сцен народной жизни, традиционных обрядов и костюмов местных народов. Также, по возвращению из Парижа, Гун создал подобную серию рисунков из жизни латышей.

За картину «Итальянка с цветами» Академия присвоила Гуну звание профессора, а в 1872 г. он был избран в члены совета Академии и назначен профессором-преподавателем. Среди известных работ художника – портреты бывшего директора морского училища Римского-Корсакова, госпожи Солдатенковой (урожденной Филипсон) и княгини Барятинской; плафон на главной лестнице Аничкова дворца («Улетающая Ночь и появляющаяся Аврора»); образа святой Анны Пророчицы и Благовещения для Государыни Императрицы; «Нагорная проповедь» и «Явление воскресшего Христа святой Марии Магдалине» для православной церкви, построенной графом фон Дервизом в Лугано, и некоторые другие.

Там же, в Академии Художеств, в 1862-1863 гг. учился будущий первый профессиональный архитектор-латыш – Янис Фридрих Александр Бауманис (Jānis Frīdrihs Baumanis) (1834-1891).

Янис Бауманис считается основоположником национальной арихитектуры. Помимо профессиональной деятельности Янис Бауманис всегда активно участвовал в общественной жизни и Санкт-Петербурга, и Риги.

Так,
благодаря его участию в Санкт-Петербурге в 1862 году было основано первое в истории российской империи Общество русских архитекторов, чуть позже им создано похожее архитектурное общество в Риге – Союз архитекторов города Риги .
Бауманис стоит также у истоков прогрессивного
Рижского Латышского общества, в котором с 1872 по 1875 год был председателем.

Сразу после окончания учёбы архитектор получил первую премию в конкурсе и исполнил первый в своей жизни крупный заказ на проектирование здания Лифляндского рыцарства в Старой Риге (ныне это здание Сейма), в строительстве которого впоследствии участвовал. В общей же сложности по проектам Бауманиса построено около 90 многоэтажных каменных домов, а всего им было создано примерно 150 зданий (в том числе деревянных, достигавших в высоту одного или двух этажей). Из 90 каменных 54 здания располагаются в районе Бульварного кольца в Риге (Rīgas Bulvāru loks). Ещё стоит отметить, что первые три Праздника песни 1873, 1880 и 1888 годов прошли на временных подмостках, спроектированных для этих целей Бауманисом.

Даже те, кто окончил курс в Дерпте или Риге, не сумев устроить свою судьбу на Родине, ехали в Петербург. В Петербурге всегда было больше возможностей, больше простора для профессиональной деятельности.

Карлис Бауманис (Kārlis Baumanis) (1835-1905)
,
один из первых латышских композиторов, латышский поэт и драматург, приехал в Петербург к своим старшим братьям, работавшим в столице ремесленниками. Однако прекрасное знание немецкого языка и аттестат семинарии Цимзе позволили ему устроиться на преподавательскую работу.


Бауманис преподавал немецкий в реформатском училище св. Петра в Санкт-Петербурге, в Смольном институте и 1-й Петербургской гимназии.
Был дважды награждён за педагогическую работу, написал свой учебник немецкого языка, но в свободное время педагог старательно учился музыке, брал частные уроки по классу фортепиано в Санкт-Петербургской консерватории.

В Санкт-Петербурге он пишет «Песню отечества» (Tēvijas dziesma), «Песню рыбаков Даугавы» (Daugavas zvejnieku dziesma) и торжественную песню «Боже, Благослови Латвию!» (Dievs, svēti Latviju), которая впоследствии станет национальным гимном Латвийской республики. В 1870 году в Санкт-Петербурге был издан сборник песен «Austra», в котором впервые опубликованы эти песни.
В день провозглашения независимости Латвии,
18 ноября 1918 года, написанная в Петербурге песня «Dievs, svētī Latviju» была исполнена трижды. 4 июня 1919 года она была утверждена гимном Латвии. 25 сентября 1928 года Сейм Латвии принял Закон о государственном гимне.

Живя в столице, Блауманис способствует организации 1-го Праздника песни в Латвии, послав комитету праздника три своих песни, которые прозвучали в исполнении сводного хора. 

Карлис Бауманис был всесторонне одарённой личностью: опубликованные им в 1874 и 1875 годах на латышском и немецком языках полемические тексты о народной песне положили начало этно-музыкальной латышской культуре, а как музыкант он записал около 300 народных песен и аранжировок, в том числе 50 хоровых.

С Петербургом связано и имя латышского поэта, драматурга, переводчика, политика, общественного деятеля Яниса Райниса (Плиекшанс) (Rainis) (1865 — 1929) .
В 1883-1988 гг. он учился на юридическом факультете Петербургского университета. Университетская среда способствовала развитию смелых, бунтарских взглядов и политических убеждений,
которые впоследствии отразились во всём его литературном творчестве и деятельности,
исполненных духом свободы, борьбы, веры в победу сил добра и красоты, а также безусловной
любви к Родине.

Ещё учась в Университете, Райнис сотрудничал с газетным изданием
«Dienas Lapa» (Ежедневный Листок), близким в политике к социал-демократии,
а в 1891 году стал редактором этой газеты.

Жизнь Яниса Райниса была очень насыщенна: он пишет стихи, едкие памфлеты, арестовывается, ссылается. Он создаёт свой литературный язык – «язык Райниса», и его произведения становятся практически первыми и лучшими образцами латышской поэзии, которая прежде носила вторичный характер, подражая немецкой. Он склоняется к мистике и декаденству, обращается за вдохновением к народному творчеству, развивая его темы в своих стихах и знаменитых пьесах. И вот уже Райнис – депутат Учредительного собрания и депутат Сейма Латвии, директор Национального театра Латвии и министр просвещения Латвии.

С Петербургом связано и имя Яниса Розенталса (Jānis Rozentāls, Ян Михайлович Розенталь (1866-1916), знаменитого художника, которого считают основателем национального искусства Латвии, создателем латышской национальной школы живописи.

Янис Розенталс окончил Петербургскую Академию художеств (в то время Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств) в 1894 году. Русский художественный реализм был неизменным фундаментом в его творчестве, но в нём содержались и элементы народной латышской жизни, природа Латвии, мифологические и исторические мотивы.

Дипломная работа художника 
«Из церкви» (1894) стала первой дипломной работой в Академии с национальным сюжетом.

Тут стоит упомянуть студенческий кружок «Рутис» (латыш. «Rūķis», рус. «Гном») , первый петербургский «прогрессивный» кружок латышских студентов художественных и музыкальных учебных заведений, который возник на рубеже 1880-х и 1890-х годов (точный год ныне неизвестен) и просуществовал до 1910 года. Своей главной целью кружковцы ставили развитие и популяризацию национального латышского искусства, подготовку национально ориентированных, современных и профессиональных деятелей искусства.

На одном из собраний кружка Розенталс принял решение изобразить на дипломной работе родную сторону, Салдусскую волость. За эту работу он получил звание художника первой степени . В 1896 году живописец снискал Первое всеобщее признание и на родине во время Латышской этнографической выставки, в которой он принимал участие вместе со сверстниками из кружка «Рутис» .

После окончания учёбы Розенталс много лет прожил в Санкт-Петербурге, прежде чем вернуться в Латвию. Зиму – в Петербурге, лето – в Латвии и в заграничных путешествиях по Швеции, Франции и Германии.