В XVI веке в Лифляндии среди латышей распространяется протестантское вероисповедание, только в Латгалии, до второй половины XVIII-го века, входившей в состав Польши, основной религией являлся католицизм. Поселяясь на территории России, латыши образовывали по месту территориального размещения лютеранские общины. Санкт-Петербургские лютеранские общины входили Петербургский консисториальный округ. Так в 1904 году латыши лютеранского вероисповедания составляли в Петербургском конситориальном округе 26 800 человек.
Как правило, лютеранские церковные приходы примыкали к немецким приходам. Сначала главным центром духовной жизни исповедовавших лютеранство латышей стала домовая лютеранская церковь Святого Михаила при 1-ом кадетском корпусе , существовавшая с 1732 года (Средний проспект, д.18), где латыши молились вместе с немцами и эстонцами. С 1835 года латыши-лютеране посещали и часовню Градских богаделен , находившуюся на улице Пальменбахской, дом 4 (ныне ул. Смольного), которая в 1922 году была закрыта. Первым пастором латышского прихода там был проповедник Вильгельм фон Книриен.
В 1845 году немцы и латыши приобрели участок земли на Загородном проспекте, дом 64. Именно здесь сформировалась первая в Петербурге Латышская Евангелическо-лютеранская община , которая в 2019 году отметила свой 170-летний юбилей. Первоначально в существовавшем деревянном здании был открыт латышский молитвенный зал, который вскоре стал тесным, поэтому было принято решение построить на этом месте новый каменный храм. Приход в то время насчитывал уже 4000 человек.
Проект доверили известному архитектору В. Е. Моргану, создавшему церковь в псевдороманском стиле. Проект получился сложным, его упростили, но 22 июня 1847 года будущий храм был заложен. Латышская церковь Христа Спасителя (Jesus-kirche или Evaņģēliski luteriskās Jēzus baznīca) строилась главным образом на пожертвования. С помощью дарственной суммы в 12 000 рублей, предоставленной императором Николаем I, стало возможным заложить фундамент храма. 10 тысяч рублей серебром выделил на строительство латышский купец Янис Петер. Немало сил приложил для появления новой церкви барон Иван Андреевич Фитингоф.
3 июля 1849 года новопостроенный божий дом во имя Иисуса был освящён пастором Морицем Вильгельмом Конради
, который два последующих года служил пастором этой церкви. Здание имело хоры и было украшено двумя алтарными картинами:
«Распятие» и «Тайная Вечеря».
Рядом с церковью архитектор В. А. Шретер возвел в 1881–1882 большой доходный дом (Подольская улица, дом 2), где разместились благотворительные учреждения прихода: богадельня, приюты, дешевые квартиры и две торговые школы . В 1910 А. Ф. Бубырь надстроил этот дом мансардой, а на углу проспекта и Подольской улицы выстроил еще один церковный дом.
В 1850–1871 настоятелем в кирхе состоял известный проповедник Юлиус фон Рихтер, а последним пастором был Иоганн (Янис) Сандерс, прослуживший более 30 лет. Поскольку четверть прихожан была немцами, служба в кирхе по традиции велась и на немецком языке.
С началом Первой мировой войны прибывшие в Петроград беженцы присоединились к местным прихожанам-соотечественникам в церкви Св. Иисуса.
Уже в 1923 кирху пытались закрыть, только сделали это лишь в 1938 «по требованию рабочих-латышей». Через два года ее полностью снесли, и на этом месте находится небольшой сквер. Церковь, называемая в народе «латышской», долгие годы являлась средоточием культурной жизни латышского населения в городе, в ней собиралось на воскресные богослужения большинство латышей-лютеран столицы. Церковь посещала и немецкая община, которая по числу членов значительно уступала латышской.
В начале 1916 года в Петрограде проживало и до 2000 православных латышей. 21 февраля в церкви Святого Духа Александро-Невской Лавры митрополит Петроградский и Ладожский Пиритим, который в детстве жил в Латвии, впервые провёл богослужение на латышском языке. В дальнейшем в надвратной церкви Лавры (церковь Божией матери всех скорбящих радости, где ещё в 1904 году был открыт православный латышский приход) отец П. Гредзенс осуществлял на латышском языке богослужения, крещения и другие таинства (Jaunās Pēterpils Avīzes.1916. — № 8-27. Janv., 2. lpp).
С 15 января 1917 г. еженедельные службы для латышских беженцев-католиков начал проводить в Петрограде (в церкви Святого Яна на Садовой ул.) профеcсор теологии, будущий епископ латгалец Язепс Ранцанс (1886—1969) (Jaunā Dienas Lapa. 1917.- № 9-12. Jūn., 3.lpp).
Февральская революция принесла с собой демократизацию общественной жизни. Так с 30 августа по 2 сентября 1917 года в Петрограде состоялся Синод латышских пасторов и представителей приходов. В итоге была основана независимая от немецкой церковной опеки временная латышская лютеранская консистория, управлявшая всеми латышскими лютеранскими приходами (Strādnieku Avīze. 1917. — №127-17. Sept., 2 lpp).
В 30-е годы религиозная жизнь Петербурга сошла на нет. Службы на латышском языке возобновились только в начале 90-х годов с восстановлением латышской общины.
Использованы материалы:
Санкт-Петербург энциклопедия, Лютеранская церковь Христа Спасителя латышская. http://encspb.ru/%20object/2804678095
Бартеле Т., Шалда В., Латышские беженцы в Петрограде. 1915—1920 // Россия и Балтия. Вып. 5: Войны, революции и общество. М., 2008.
Шалда В., Латышский приход церкви Христа Спасителя в Санкт-Петербурге. Электронный научно-образовательный журнал «История», Выпуск 4 (58) Том – «Проблемы истории Скандинавско-Балтийского региона» – 2017.
Рязанцева Н.Б. Формирование и развитие латышской национальной интеллигенции. Журнал Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения, выпуск №1, 2006.