Несмотря на бурные политические события 1917 года, в латышском обществе Петрограда продолжалась насыщенная культурная жизнь. Проходили концерты латышской музыки, музыкально-драматические вечера, создавались новые кружки, хоры. Продолжал свою работу Петроградский Новый латышский театр. Но произошёл Октябрьский переворот. По данным историка А. Спреслиса, около полутора тысяч латышей в составе самостоятельных и заводских отрядов красногвардейцев участвовало в захвате большевиками власти. Иным было отношение к событиям буржуазных и мелкобуржуазных слоёв. Демократическая газета «Jaunā Dienas Lapa» («Новый ежедневный листок») советовала своим читателям: «У нас нет никаких оснований вмешиваться во внутреннюю борьбу и сведение счётов русской революционной демократии. Нам, латышам, более всего необходим мир, чтобы мы поскорей попали обратно на свою землю и могли бы там восстановить и создать свободное устройство свободной, автономной Латвии» (Jaunā Dienas Lapa. 1917. – №254 – 11.nov., 3. lpp.).

На первых порах после Октябрьского переворота некоторые небольшевистские латышские организации беспрепятственно продолжали свою деятельность. Петроградское отделение Латышского крестьянского союза и Латышской демократической партии устраивали собрания, Петроградское латышское банкетное общество – банкеты. После длительного перерыва вновь состоялось собрание Петроградского латышского педагогического общества. Культурные общества устраивали также латышские объединения как Союз инвалидов Латвии, кружок воинов (офицеров)-инвалидов, кружок латышского искусства «Māksla» («Искусство»), Союз латышской студенческой молодёжи , Латышское общество деятелей сцены. К представлениям привлекались как латышские, так и русские актёры и музыканты. (Jaunā Dienas Lapa. 1917. – №234 – 19 okt., 3 lpp., №258 – 16. nov., 3 lpp.).

Часть латышских организаций появилась уже после захвата власти большевиками. Так в январе 1918 года была создана Национальная лига латышских женщин, развернувшая весной довольно активную культурно-просветительскую деятельность. Только в 1918 году проявил себя кружок содействия исследованию Латвии (Tauta. 1918. – №1 – 23. Janv., 2. lpp.).

Исторические вехи

На пути к 
независимости

Латвии

В здании городской управы города Валки осенью 1917 года проходит первая сессия Латышского временного национального совета. Встаёт вопрос о Латвии как «автономном государственном образовании».

Ещё весной 1917 года у членов Петроградской организации Латышской Демократической партии и Петроградского латышского банкетного общества возникла идея создания единого латышского центра с целью борьбы за автономию Латвии. По этому поводу городская организация Латышской демократической партии созвала несколько совещаний, на которых идея получила поддержку. В течение осени 1917 года латышским буржуазным политическим деятелям удалось договориться, и в городе Валка состоялась первая сессия Латышского Временного национального совета. Тогда же приняли Декларацию об образовании единой автономной демократической Латвии в границах трех исторических областей Видземе, Курземе и Латгале.

Следующие сессии проходили уже в Петрограде с 15 по 18 января и с 26 по 28 июня 1918 года. Совет стал центром латышских буржуазных политиков, действовавших вне оккупированной немецкими войсками территории Латвии. В деятельности Совета активное участие приняли также такие деятели ЛЦКОПБ как Янис Голдманис и Зигфридс-Анна Мейеровицс (в будущем – министр иностранных дел и глава правительства Латвийской республики), выступавший с конца ноября за создание своего государства. На одном из заседаний Временного национального совета было решено послать делегацию за границу, чтобы выяснить, как в западных странах отнесутся к независимой Латвии. Однако латышская демократическая печать отмечала, что вокруг Латышского временного национального совета «объединились лишь консервативные элементы народа… Как ранее эти элементы всё надеялись на милость царя и его слуг, так сейчас на милость союзников-империалистов» (Jaunā Dienas Lapa. 1917. – №269 – 30.nov., 3. lpp.).

К началу 1918 года было уже ясно, что у большевиков и национально-демократических лидеров были разные представления о дальнейшей судьбе Латвии. Оставалась ещё слабая надежда на Общероссийское Учредительное собрание. Проведения такого собрания ждало большинство жителей бывшей Российской империи. Учредительное собрание рассматривали как новую стадию развития русской революции. С программой латвийской автономии на собрании должен был выступить Янис Голдманис

Исторические вехи

6 января 1918 года произошёл 
разгон
Учредительного собрания

Разгон Учредительного собрания поставил точку в планах
национально ориентированных латышей создавать свою государственность в составе демократической федеративной Российской республики. Дальше уже рассматривались варианты развития Латвии без России.

Летом и осенью 1918 года в Петрограде большевики вслед за беженскими ликвидировали все латышские «буржуазные» организации. Этим непосредственно занимался Латышский отдел Петроградского Комиссариата национальностей Северной области (Комнац) . Несомненно, ликвидация небольшевистских организаций в Петрограде пагубно сказалась на культурной жизни латышей, хотя большевики и пытались не дать ей угаснуть. Центр латышских интернациональных культурных организаций установил связи с Петроградским Пролеткультом, созывал совещания представителей латышских культурно-просветительских учреждений. 1 мая 1918 года в Петрограде был торжественно открыт Дворец Пролетарской культуры. В этом и других мероприятиях участвовали и латышские пролеткультовцы. Однако, оценивая их деятельность, активный участник событий Я. Хейлс констатировал, что латышский Пролеткульт «вскоре умолк» и вся тяжесть руководства культурной работой среди латышей была перенесена на государственное учреждение – Латышский комиссариат по национальным делам. Организация национальных комиссариатов в большинстве случаев происходила под руководством национальных секций РКП(б). В задачи национальных отделов Комиссариата входило «проведение в жизнь политики Советской власти и постановлений Наркомнаца, принятие мер по повышению культурного уровня и классового самосознания наций, населяющих данную территорию, борьба с контрреволюцией в ее национальных проявлениях» и т. д. (ЦГАСПб., Ф. 75. д. 10. л. 29).

Исторические вехи

18 ноября 1918 года Народный совет 
провозглашает
независимость
Латвии

На фото — Провозглашение Латвийской Республики
18 ноября 1918 года в
Национальном театре в Риге
(фото: Вилис Ридзениекс)

После окончания Первой мировой войны многие латыши стремительно стали покидать Петроград. Национально ориентированная часть латышей была воодушевлена провозглашением 18 ноября 1918 года независимой Латвийской Республики , а пробольшевистски настроенная – открывшейся возможностью установления в Латвии советской власти. В результате массового отъезда в Петрограде в сентябре 1919 года осталось немногим более
10 000 латышей.

Исторические вехи

11 января 1920 года между Латвией и Россией был подписан мирный договор.

После подписания Россией мирного договора с Латвией лица латвийского происхождения на территории РСФСР получили право выбора гражданства (оптация). Обязательным условием оптации являлся выезд в то государство, гражданство которого было выбрано оптантом. За оптантов между странами началась настоящая борьба.

Чтобы удержать оптантов в советской России и для работы с оставшимся латышским населением, большевики стремились к укреплению позитивного образа социалистического строя, уделяя огромное внимание идеологической работе и воспитанию коммунистического мировоззрения. Об этом свидетельствует количество периодических изданий на латышском языке, издаваемых в Советской России/СССР с 1918 до конца 1930-х годов Латышским Бюро ЦК ВКП(б). Огромная часть изданий издавалась в Москве, в Петрограде же в то время выходила газета «Komunists» («Коммунист», 1918–1922 г.), журнал «Darba zvans» («Колокол труда», 1919) , журналы для детей и молодёжи: «Darba bērni» («Дети труда») с приложением «Skolēns» («Школьник»,1929–1937 и 1929). До начала массовой борьбы с религией издавался даже журнал для молодых баптистов «Jaunības Vēstnesis» («Вестник молодёжи», 1920–1922), ещё с Февральской революции – газета для красных латышских стрелков «Brīvais strēlnieks» («Свободный стрелок»). И многие другие. Иначе говоря, коммунистической пропагандой были охвачены все возрастные, социальные, а также профессиональные группы латышского населения. Для пропаганды социалистического строя привлекались известные в Советской России/СССР латышские литераторы. Они публиковали в прессе статьи и рассказы о тяжелых условиях жизни репатриантов в Латвии, о предательстве народа латышской буржуазией и о преимуществах жизни в СССР.

В 1918–1920 гг. в Петербурге под эгидой РКП(б) и ее национальных секций создавались рабочие и коммунистические клубы как новая форма советских политизированных культурно-просветительных общественных организаций. Правда, из оставшихся в Петрограде латышей большая часть какой-либо политической активности не проявляла. В латышских коммунистических секциях состояло всего 225 членов, в латышской секции Российского союза коммунистической молодёжи – 62, а в Латышском центральном коммунистическом клубе насчитывалось около 300 членов (Krievijas Cīņa. 1919. – № 183. – 30 okt., 3 lpp.).

В конце 1917 года работали 5 латышских клубов – на Петроградской (клуб «Kultūra») и Выборгской (клуб «III Интернационал» ) сторонах, в Нарвском (Политклуб), Московско-Невском (Рабочий клуб им. Я. Янсона) и Рождественском (клуб «Darba Rīts» («Утро Труда»)) районах. В октябре 1919 г. к ним присоединился Центральный латышский (латгальский) коммунистический клуб, который просуществовал до 15.09.1937 года. Культурно-просветительная работа велась через секции: общественно-политическую (или теоретический кружок), научную, педагогическую, литературную, драматическую и музыкальную.

Велась просветительная работа и в кружках любителей искусств: «Darba zvans» («Колокол Труда») – кружок пролетарских искусств, кружок матросов-латышей Гвардейского экипажа, молодежный латышский кружок в городе Кронштадте.

В клубах ставили спектакли на латышском языке, выступали хоровые и самодеятельные коллективы, а также латышские агиттеатры «Коммунистический» и «Синей блузы». Театр «Синей блузы» работал по аналогии с первым одноимённым московским театром Московского института журналистики по принципу «живой газеты».

Однако в целом в первом полугодии 1919 года в Петрограде среди латышей не было проведено ни одного более-менее крупного культурного мероприятия. Член Всероссийского совета пролеткульта Карлис Озолс-Приедниекс констатировал, что в Петрограде «культурная жизнь, особенно среди латышей, дошла до нуля», а Латышский центральный коммунистический клуб и клуб имени Яниса Янсонса (Брауна) «действует ради самого действия». Он признавал, что «виноваты в этом не члены клуба, ибо их тут раз два и обчёлся, а само время» (Krievijas Cīņa. 1919. – № 98 – 27. Maijs, 2 lpp.).

В 20-е годы часть функций взяли на себя разнообразные секции и кружки национальных домов политпросвещения. Так в январе 1923-го года начал работу Латышский Дом просвещения им. Эффера (01.1923- 4.10.1937 гг.), находившийся сначала на наб. Красного Флота, д. 6, а с 1926 года на улице Некрасова, 10 (ныне в здании располагается Большой театр кукол). В круг непосредственных интересов Латышского Домпросвета входили вопросы: работы Общества культсмычки города с деревней, МОПР’а (Международная организация помощи борцам революции), политкружков и кружков самообразования, ликвидации неграмотности, приобретения национальной литературы, организации юношеской секции при Латдомпросвете и физкультурного кружка при его клубе, работы швейной мастерской при Латышской трудовой школе и организации шефства над Латышским детским домом (ЦГАИПД СПб, ф.220, оп.1, д.1а, 2, 9–13). Также при Латдомпросевете был хор и вокальный ансамбль.  Библиотека насчитывала 8 тыс. томов, из них на латышском языке – 2,5 тыс.

В Ленинграде существовала Латышская трудовая школа, построенная по принципу единой советской трудовой школы («Положение о единой трудовой школе РСФСР» от 16 октября 1918 г.). На весь Советский союз она была единственной школой-девятилеткой, дававшей образование на латышском языке. В 1925(?) году она была закрыта по материальным соображениям.

Ленинград стал крупнейшей «кузницей кадров», где преподавание велось на латышском языке: в середине 1920-х гг. начало работать национальное латышское отделение при Ленинградском педагогическом институте имени А.И. Герцена , рабфак для латышей при Ленинградском государственном университете. В Ленинграде функционировал и Ленинградский латышский педагогический техникум (латышское отделение Педагогического техникума национальностей Запада).
В самом конце 1937 года латышский техникум был ликвидирован как
«антисоветская националистическая организация».

Большое значение для консолидации советских латышей имело созданное в Москве 1923 году по инициативе коммунистов К.Ю. Данишевского и М. Лациса Всесоюзное латышское общество «Prometejs» (Прометей), иначе «Prometheus».

В 1929 году было создано Ленинградское латышское отделение «Прометея». В Ленинграде «Прометей» открыл 4 фабрики, выпускавшие различные культтовары, два книжных магазина. Это: Ленинградская фабрика счетных приборов (где выпускались первые в СССР логарифмические линейки), Ленинградская фабрика технохимических бумаг и культтоваров, мастерская «Светокопия» , мастерская пластмасс и канцелярских изделий. Так же в распоряжении Ленинградского отделения общества находился транспортно-гужевой парк. Вся прибыль направлялась на развитие культурно-просветительской работы. Коллективным членом «Прометея» в Ленинграде был Педагогический техникум национальностей Запада, Латышский дом просвещения. Частично на средства Общества существовал и Латышский театр.

Фабрика счётных приборов «Прометей» располагалась на ул. Марата, 82. В 1935 году на ней работало 221 человек. Фабрика производила логарифмические линейки не только для бытовых нужд, но и для советских ВВС. Это были артиллерийские линейки (например, усовершенствованная линейка 1936 года системы Ю. Иориша) для приборов стрельбы наземной артиллерии и аэронавигационные линейкиНЛ-3 (1932 год), НЛ-6 и НЛ-7, с помощью которых можно было производить как обычные арифметические и тригонометрические вычисления, включая произвольные степени, так и штурманские расчеты, бомбардировочные расчеты, расчеты по аэрофотосъёмке.

В 1934 году была включена в производство счётная электро-техническая линейка. Для метеорологии разработали целлулоидную линейку, которая называлась «Передвижная расчётная психрометрическая таблица для Ассмана» (1936 год) для расчёта абсолютной относительной влажности, наблюдаемых психрометром Ассмана, также для метеорологии выпускалась целлулоидная линейка «Передвижная шаро-пилотная таблица» (1936 год) для расчёта скорости и направления ветра по измерениям, снятым при наблюдении за шаром-пилотом, который наполняется водородом и выпускается в свободный полёт.

14 июля 1937 года общество «Прометей» было закрыто, его деятельность была запрещена постановлением Совета народных Комиссаров СССР, а руководители репрессированы по так называемому «делу прометеевцев»…

В 30-е годы внутриполитическая ситуация в СССР оказала влияние на развитие национальных диаспор. С середины 30-х годов под жёсткий контроль попала вся национальная драматургия. Национальные объединения в городе стали закрываться на основании обвинения в том, что они были использованы троцкистско-бухаринской и националистической «агентурой» фашизма для «сколачивания контрреволюционных националистических элементов, шпионажа и вредительства». После выхода в 1932 году закона об общественных организациях ( Постановление Совета Народных комиссаров РСФСР от 10 июля 1932 года «Об утверждении Положения о добровольных обществах и союзах»), поставившего всякую общественную деятельность (не только национальную) в жестокие идеологические рамки, национальная жизнь в Ленинграде окончательно пошла на убыль.

Использованы материалы:

Назарова Е.Л., Латышский Исход 1915—1917 гг. и национальная интеллигенция. Электронный научно-образовательный журнал «История», Выпуск 4 (58) Том – «Проблемы истории Скандинавско-Балтийского региона» – 2017.

Бартеле Т., Шалда В., Латышские беженцы в Петрограде. 1915—1920 // Россия и Балтия. Вып. 5: Войны, революции и общество. М., 2008.

Романова Н.М., Михайленко В.В., Национальные общества Санкт-Петербурга ХVIII-ХХI вв. Научное информационно-справочное издание. СПб.: ЗАО «Издательский Дом СПН», 2004.

Лебедева Н.Б., Документы национальных объединений в фондах ЦГАИПД СПб (1917-1930 гг.). Многонациональный Петербург: материалы 3-й конференции по информационным ресурсам петербурговедения 1 марта 2007 года, СПб., 2007

Назарова Е.Л., Латыши в Советской России/СССР. С 1917 – до конца 1920-х гг. Смена идеологических ориентиров. Сборник Россия и Латвия в потоке истории. 2-я половина XIX-1-й половины ХХ в. М.: ИВИ РАН, 2015.

Арент К.П., Динамика численности латышей в Советской России/СССР (1920–1940 г.г.). Сборник Россия и Латвия в потоке истории. 2-я половина XIX-1-й половины ХХ в. М.: ИВИ РАН, 2015.

Рязанцева Н.Б. Формирование и развитие латышской национальной интеллигенции. Журнал Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения, выпуск №1, 2006.

Латвийское культурно-просветительское общество «Прометей». https://www.sites.google.com/site/polytechcollection/faqs/vv5