Латыши, начиная с середины XIX-го века, стали приезжать в Петербург. Кто-то приезжал в поисках лучшей жизни, а кто-то – получить высшее образование, которое в то время считалось престижным и неразрывно связанным с мировым опытом и знанием.
История, культура и наука увековечила многие латышские имена, которые стали видными деятелями Российской империи, а, вернувшись на Родину, создали серьёзную высшую школу уже в Латвии. Невозможно на одной странице сайта рассказать обо всех, мы коснёмся лишь некоторых представителей латышской интеллигенции из разных областей искусства и науки, неразрывно связанных с Петербургом-Петроградом-Ленинградом. 

Карл Гун (Kārlis Hūns, Карл Фёдорович Гун (1830 — 1877),
уроженец Мадлиены, считается первым латышом, который в 1861 году окончил Петербургскую Академию художеств с золотой медалью. 

В 1850 г. он приехал в Санкт-Петербург и поступил рисовальщиком к литографу Паппе. Через два года его принимают на обучение в Академию художеств.
Во время прохождения академического курса он получил четыре серебряных медали за успехи в рисовании и живописи и в 1860 году,
участвуя в конкурсе, малую золотую медаль за картину «Олимпийские игры».

В 1861 году он удостоился звания классного художника 1-й статьи и ему была вручена большая золотая медаль за программную картину
«Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе Василия Темного».

После окончания Академии художник отправляется в путешествие по российским губерниям, а с 1863 по 1870 год в качестве пенсионера Академии – повышать мастерство в Европу, решив обосноваться в Париже. Так в 1868 году на Парижском салоне появилась его картина «Канун Варфоломеевской ночи», обратившая на себя внимание. Будучи потом прислана в Санкт-Петербург, она принесла художнику звание академика и была приобретена Государем Императором, тогда еще Наследником Цесаревичем. Превосходная копия этой картины, сделанная акварелью, находится в музее Академии.

Ещё путешествуя по России, Карл Гун делал зарисовки сцен народной жизни, традиционных обрядов и костюмов местных народов. Также, по возвращению из Парижа, Гун создал подобную серию рисунков из жизни латышей.

За картину «Итальянка с цветами» Академия присвоила Гуну звание профессора, а в 1872 г. он был избран в члены совета Академии и назначен профессором-преподавателем. Среди известных работ художника – портреты бывшего директора морского училища Римского-Корсакова, госпожи Солдатенковой (урожденной Филипсон) и княгини Барятинской; плафон на главной лестнице Аничкова дворца («Улетающая Ночь и появляющаяся Аврора»); образа святой Анны Пророчицы и Благовещения для Государыни Императрицы; «Нагорная проповедь» и «Явление воскресшего Христа святой Марии Магдалине» для православной церкви, построенной графом фон Дервизом в Лугано, и некоторые другие.

Там же, в Академии Художеств, в 1862-1863 гг. учился будущий первый профессиональный архитектор-латыш – Янис Фридрих Александр Бауманис (Jānis Frīdrihs Baumanis) (1834-1891).

Янис Бауманис считается основоположником национальной арихитектуры. Помимо профессиональной деятельности Янис Бауманис всегда активно участвовал в общественной жизни и Санкт-Петербурга, и Риги.

Так,
благодаря его участию в Санкт-Петербурге в 1862 году было основано первое в истории российской империи Общество русских архитекторов, чуть позже им создано похожее архитектурное общество в Риге – Союз архитекторов города Риги .
Бауманис стоит также у истоков прогрессивного
Рижского Латышского общества, в котором с 1872 по 1875 год был председателем.

Сразу после окончания учёбы архитектор получил первую премию в конкурсе и исполнил первый в своей жизни крупный заказ на проектирование здания Лифляндского рыцарства в Старой Риге (ныне это здание Сейма), в строительстве которого впоследствии участвовал. В общей же сложности по проектам Бауманиса построено около 90 многоэтажных каменных домов, а всего им было создано примерно 150 зданий (в том числе деревянных, достигавших в высоту одного или двух этажей). Из 90 каменных 54 здания располагаются в районе Бульварного кольца в Риге (Rīgas Bulvāru loks). Ещё стоит отметить, что первые три Праздника песни 1873, 1880 и 1888 годов прошли на временных подмостках, спроектированных для этих целей Бауманисом.

Даже те, кто окончил курс в Дерпте или Риге, не сумев устроить свою судьбу на Родине, ехали в Петербург. В Петербурге всегда было больше возможностей, больше простора для профессиональной деятельности.

Карлис Бауманис (Kārlis Baumanis) (1835-1905)
,
один из первых латышских композиторов, латышский поэт и драматург, приехал в Петербург к своим старшим братьям, работавшим в столице ремесленниками. Однако прекрасное знание немецкого языка и аттестат семинарии Цимзе позволили ему устроиться на преподавательскую работу.


Бауманис преподавал немецкий в реформатском училище св. Петра в Санкт-Петербурге, в Смольном институте и 1-й Петербургской гимназии.
Был дважды награждён за педагогическую работу, написал свой учебник немецкого языка, но в свободное время педагог старательно учился музыке, брал частные уроки по классу фортепиано в Санкт-Петербургской консерватории.

В Санкт-Петербурге он пишет «Песню отечества» (Tēvijas dziesma), «Песню рыбаков Даугавы» (Daugavas zvejnieku dziesma) и торжественную песню «Боже, Благослови Латвию!» (Dievs, svēti Latviju), которая впоследствии станет национальным гимном Латвийской республики. В 1870 году в Санкт-Петербурге был издан сборник песен «Austra», в котором впервые опубликованы эти песни.
В день провозглашения независимости Латвии,
18 ноября 1918 года, написанная в Петербурге песня «Dievs, svētī Latviju» была исполнена трижды. 4 июня 1919 года она была утверждена гимном Латвии. 25 сентября 1928 года Сейм Латвии принял Закон о государственном гимне.

Живя в столице, Блауманис способствует организации 1-го Праздника песни в Латвии, послав комитету праздника три своих песни, которые прозвучали в исполнении сводного хора. 

Карлис Бауманис был всесторонне одарённой личностью: опубликованные им в 1874 и 1875 годах на латышском и немецком языках полемические тексты о народной песне положили начало этно-музыкальной латышской культуре, а как музыкант он записал около 300 народных песен и аранжировок, в том числе 50 хоровых.

С Петербургом связано и имя латышского поэта, драматурга, переводчика, политика, общественного деятеля Яниса Райниса (Плиекшанс) (Rainis) (1865 — 1929) .
В 1883-1988 гг. он учился на юридическом факультете Петербургского университета. Университетская среда способствовала развитию смелых, бунтарских взглядов и политических убеждений,
которые впоследствии отразились во всём его литературном творчестве и деятельности,
исполненных духом свободы, борьбы, веры в победу сил добра и красоты, а также безусловной
любви к Родине.

Ещё учась в Университете, Райнис сотрудничал с газетным изданием
«Dienas Lapa» (Ежедневный Листок), близким в политике к социал-демократии,
а в 1891 году стал редактором этой газеты.

Жизнь Яниса Райниса была очень насыщенна: он пишет стихи, едкие памфлеты, арестовывается, ссылается. Он создаёт свой литературный язык – «язык Райниса», и его произведения становятся практически первыми и лучшими образцами латышской поэзии, которая прежде носила вторичный характер, подражая немецкой. Он склоняется к мистике и декаденству, обращается за вдохновением к народному творчеству, развивая его темы в своих стихах и знаменитых пьесах. И вот уже Райнис – депутат Учредительного собрания и депутат Сейма Латвии, директор Национального театра Латвии и министр просвещения Латвии.

С Петербургом связано и имя Яниса Розенталса (Jānis Rozentāls, Ян Михайлович Розенталь (1866-1916), знаменитого художника, которого считают основателем национального искусства Латвии, создателем латышской национальной школы живописи.

Янис Розенталс окончил Петербургскую Академию художеств (в то время Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств) в 1894 году. Русский художественный реализм был неизменным фундаментом в его творчестве, но в нём содержались и элементы народной латышской жизни, природа Латвии, мифологические и исторические мотивы.

Дипломная работа художника 
«Из церкви» (1894) стала первой дипломной работой в Академии с национальным сюжетом.

Тут стоит упомянуть студенческий кружок «Рутис» (латыш. «Rūķis», рус. «Гном») , первый петербургский «прогрессивный» кружок латышских студентов художественных и музыкальных учебных заведений, который возник на рубеже 1880-х и 1890-х годов (точный год ныне неизвестен) и просуществовал до 1910 года. Своей главной целью кружковцы ставили развитие и популяризацию национального латышского искусства, подготовку национально ориентированных, современных и профессиональных деятелей искусства.

На одном из собраний кружка Розенталс принял решение изобразить на дипломной работе родную сторону, Салдусскую волость. За эту работу он получил звание художника первой степени . В 1896 году живописец снискал Первое всеобщее признание и на родине во время Латышской этнографической выставки, в которой он принимал участие вместе со сверстниками из кружка «Рутис» .

После окончания учёбы Розенталс много лет прожил в Санкт-Петербурге, прежде чем вернуться в Латвию. Зиму – в Петербурге, лето – в Латвии и в заграничных путешествиях по Швеции, Франции и Германии.

Как справедливо замечают, художнику была присуща «особая, розентальская пленительность, странная, нежная чистота, которая есть только у него» (Випер Б. Латышское искусство: Краткий обзор. Рига: Лета, 1927, стр. 10). Янис Розенталс обладал очень широким диапазоном творчества – это и пейзаж, фигуральный жанр, митология, портрет, илюстрирование книг, рисунок и.др. Также среди известнейших работ художника – мозаичное панно на фасаде дома Рижского Латышского общества, алтарная роспись Новой церкви Гертруды и картина «Иисус на кресте» в ризнице лютеранской церкви Святого Иоанна Крестителя. Стоит отметить, что живописец занимался и историей искусства, писал критические статьи.

В его программной статье «Искусство и техника» (1906–1907) выводы, накопленные в процессе творческой деятельности, дополняет замечательное кредо: «Идеал художника – быть новым в каждой работе». Наряду с выдающимися латышскими художниками Вильгельмом Пурвитисом (Vilhelms Purvītis) и Йоханом Валтером (Johans Valters), так же окончившими Императорскую Академию художеств, Янис Розенталс является одним из тех художников, кто около 1900 года приблизил визуальное искусство Латвии к уровню крупных художественных центров Европы.

В жизни кружка «Рутис» принимал участие и будущий композитор, музыкальный критик, а в те годы студент Санкт-Петербургской консерватории, Эмиль Дарзиньш (Emīls Dārziņš) (1875-1910) ,
бессмертный автор «Меланхоличного вальса» (1904).

Эмиль Дарзиньш учился в классе органа у педагога Луи Гомилиуса и изучал композицию под руководством Н. А. Римского-Корсакова. Из-за недостатка средств в Петербурге Дарзиньш давал частные уроки музыки, выступал как музыкальный критик, но в конечном итоге так и не смог свести концы с концами и в 1901 г. вернулся в Ригу, не окончив консерваторского курса.

В Риге Дарзиньш преподавал музыку в различных гимназиях и частным порядком, его учениками были композиторы
Янис Залитис и Адольфс Абеле .

Вокальные и хоровые сочинения Дарзиньша стали национальной классикой. Сохранилось 17 песен для голоса и фортепиано, 8 пьес для мужского хора, 7 для смешанного, 1 для женского и 1 для детского. Семь раз Дарзиньш обращался к поэзии Яниса Порукса, писал также на стихи Райниса, Аспазии, Рудольфа Блауманиса; положил на музыку «Испанский романс» и «Я здесь, Инезилья…» А. С. Пушкина в латышском переводе Вилиса Плудониса.

В наибольшей степени Дарзиньш выступал как музыкальный критик в ведущих латвийских изданиях, где давал развёрнутые характеристики ведущих национальных композиторов Язепа Витолса и Алфреда Калныньша, а также ряд отзывов на текущие события музыкальной жизни.

Язеп Витолс и Альфред Калниньш считаются 
ведущими национальными

классическими
композиторами 
Латвии.


В Санкт-Петербургской консерватории учился также и
Язепc Витолс (Jāzeps Vītols, Иосиф Иванович Витоль (1863-1948) – латышский композитор, критик и музыкальный педагог, один из основателей латышской музыкальной культуры. Санкт-Петербургской консерватории Язепс Витолс посвятил 38 лет своей жизни , в начале как студент, затем как педагог.

Плохая постановка рук определила судьбу будущего композитора, когда его не приняли в Санкт-Петербургскую консерваторию в класс альта,
но музыкально одарённый юноша начал сочинять уже с 15 лет, и та же самая судьба предоставила юному музыканту возможность показать свои сочинения Николаю Римскому-Корсакову.
По итогам собеседования он сразу же был зачислен в консерваторский класс композиции.

После окончания обучения (1886 год) Язепс Витолс стал преподавателем, а затем и профессором консерватории вплоть до 1918 года, до своего отъезда в Латвию. Безусловно, и высокая художественная культура Петербурга, и общение с выдающимися мастерами музыкального мира тех лет сформировали композитора высокой музыкальной школы. В свои петербургские годы жизни Язепс Витолс принимал активное участие в так называемом «беляевском кружке», который считается продолжением знаменитой «Могучей кучки» – творческих собраниях композиторов, которые проводились у мецената и издателя Митрофана Беляева и носили название «Беляевские пятницы». Идейным руководителем кружка был Римский-Корсаков. Издательство Беляева также публиковало большинство произведений Витолса того времени под именем Йозеф Витол . После смерти Беляева в конце 1903 года кружок переезжает в дом Язепа Витолса. Творческие встречи помогли возникновению дружбы Витолса со многими композиторами-современниками, в том числе с Александром Глазуновым и Анатолием Лядовым.

В свой петербургский период жизни Язепс Витолс сотрудничал и с немецкой газетой «St. Petersburger Zeitung», издававшейся в Петербурге. Для неё композитор писал многочисленные рецензии и критические статьи.

Но Язеп Витолс никогда по-настоящему не отрывался от родины. В 1888 году он принял участие в III Празднике песни в Риге, а также постоянно показывал свои произведения на ежегодных «Осенних концертах» латышской музыки.

Жанры, в которых работал композитор, были близки установкам корсаковской школы: обработки народных песен, романсы (ок. 100), хоры, фортепианные пьесы (миниатюры, Соната, вариации), камерные ансамбли, программные симфонические произведения (увертюры, сюиты, поэма и т. п.), причем, в области симфонизма и фортепианной музыки Витолс стал в Латвии первооткрывателемрождение первой латышской партитуры связано с его симфонической поэмой «Праздник Лиго» («Līgo svētki» (1889).

Начав свой композиторский путь с фортепианных пьес и романсов, с конца 80-х гг. Витолс постепенно обратился к жанрам, которые сильнее всего отвечали национальным потребностям его художественной натуры – хоровую музыку и программную симфоническую миниатюру, в них ему удалось красочно и поэтично воплотить образы родного фольклора.
Всю жизнь в центре внимания Витолса была народная песня (свыше 300 обработок)
.

1890-е и 1900-е гг. – время создания лучших творений композитора – хоровых баллад на народно-патриотическую тему – «Беверинский певец», «Замок света», «Королевна, Огненная дубина»; симфонической сюиты «Семь латышских народных песен» ; увертюр «Драматической» и «Спридитис»; фортепианных Вариаций на латышскую народную тему и др. В этот период окончательно скложился индивидуальный стиль Витолса, тяготеющий к эпической живописности музыкального языка.

В 1918 году, с образованием Латвийской республики, Витолс возвратился на родину, где посвятил себя просветительской и творческой деятельности, продолжил сочинять, принимать участие в организации Праздников песни. Сначала в Риге он стал руководителем оперного театра, а в 1919 г. основал Латвийскую консерваторию, в которой с небольшим перерывом до 1944 г. занимал должность ректора. Теперь консерватория носит его имя.

 Альфред Калниньш (Alfrēds Kalniņš, Альфред Юрьевич Калнинь) (1879-1951) также окончил Санкт-Петербургскую консерваторию, был участником петербургского кружка «Rūķis». Альфред Калниньш – латышский композитор, органист, педагог, музыкальный критик и дирижёр, один из основателей и директоров Латвийской национальной оперы.

В 1897 году Альфред Калниньш приехал учиться в Санкт-Петербург. Он успешно поступил в консерваторию по классу органа Л. Ф. Гомилиуса и по классу композиции Н. А. Соколова, А. Р. Бернгарда, А. К. Лядова.

Непременно стоит упомянуть об увлечении будущего композитора органной музыкой: судьба подарила ему возможность ещё в детские годы играть в соборе Святого Иоанна в Цесисе. Орган и в будущем окажется одним из излюбленных инструментов композитора: он мог проводить подле него по 20 часов в день. Он считается одним из самых известных органистов Латвии.

Композитором достаточно рано было написано около 250 сольных песен. Среди них есть и лирические, и патриотические песни, а также обработки народных песен. Конкретно этим жанром он представлен в Культурном каноне Латвии. Это первые вокально-инструментальные миниатюры, написанные незадолго до 1900-х годов.

Альфред Калниньш получил диплом в 1901 году и возвратился в Латвию. Там его сразу назначили хормейстером Рижского латышского певческого общества. А с 1903 года копозитор служил органистом, пианистом и хоровым дирижёром в разных городах, в том числе, и в Эстонии.

Опера Альфреда Калниньша «Baņuta» («Банюта») (1920) стала первой национальной латышской оперой.
Ещё в 1903 году Музыкальная комиссия Рижского латышского общества устроила конкурс на создание либретто для первой латышской оперы. Было подано всего семь работ. В жюри Музыкальной комиссии в то время были выдающиеся деятели культуры –
Язеп Витолс, Теодорс Зейфертс, Андрейс Юрьянс, Эмиль Дарзиньш.

Из посланных манускриптов эксперты выбрали один –
«Банюту» с эпиграфом «…uz laimi! Un nomirt – tikai brīdis» («…к счастью! И умереть – только миг!») . Автором оказался студент-архитектор Артурс Круминьш.

После признания результатов конкурса многие композиторы были готовы написать новую оперу, однако политические потрясения первой половины XX-ого века отдалили это событие на много лет. И композитором первой латышской оперы суждено было стать Альфреду Калниньшу.
Он написал оперу только в 1918-1919 годах.

Премьера состоялась 29 мая 1920 года в Латвийской Национальной Опере.

После премьеры на оперу обрушился как шквал одобрения, так и множество критики. Однако известный латышский композитор Язеп Витолс оценил её так: ««Банюте» принадлежит примерно такое же место в нашем репертуаре, какое в Праге принадлежит «Проданной невесте» Сметаны» .

А поэт Карлис Скалбе охарактеризовал свои впечатления следующим образом:

«…В этой музыке, возможно, нет строгого узора, что околдовывает нас своей пёстрой орнаментикой. Ей присуще чистое душевное очарование. Она умеренно проста, душевна и глубока. Она словно старый лес, в который ты входишь, покоряясь его манящему, мелодичному звучанию, и внезапно видишь перед собой распустившимся одного из тех редких, невинных цветов, которые можно отыскать только в лесной чаще… Не считая чистой музыкальной красоты оперы Калниньша, нас привлекает и её стиль. Он сдержанно прост, душевен и неназойлив. Поэтому эта музыка так привлекательна»
.

Невозможно обойти вниманием мастера монументальной скульптуры Карлиса Зале (Карл Фёдорович Зале, Kārlis Zāle (1888-1942), автора главного монумента – Памятника Свободы в Риге.

После окончания Казанского художественного училища Карлис Зале поступил в Санкт-Петербурге в Школу поощрения художников, а в 1917 году – в ВХУТЕИН (бывшую Академию художеств) в Петрограде как вольнослушатель, где учился у скульптора, профессора А. Т. Матвеева. Параллельно с этим занимался в «Свободных художественных мастерских».

В то время во всех городах Советской России, в том числе и в Петрограде, стал осуществляться
ленинский план «монументальной пропаганды» , в концепции которого лежала пропаганда новых идей в духе времени средствами изобразительного искусства и поэзии. Но особенно важную роль сыграл этот план в развитии советской скульптуры. Карлис Зале был одним из скульпторов, участвовавших в практической реализации плана. В те годы им созданы памятник литературному критику и публицисту Н. А. Добролюбову, а также итальянскому революционеру Джузеппе Гарибальди.

В 1923 году Карлис Зале по приглашению правительства вернулся в Латвию, где в 1931 году начал работу над Памятником Свободы, а также над ансамблем Братского кладбища в Риге, в которых заключены важнейшие образы и символы национального культурного самосознания. Обе эти скульптурные работы являются одними из самых выдающихся произведений монументального искусства Латвии.

Соавтором Карлиса Зале в работе над Памятником Свободы был архитектор Эрнест Шталберг (Эрнест Яковлевич Штальберг, Ernests Štālbergs ( 1883-1958), в 1914 году окончивший Академию художеств в Петербурге, мастерскую Л.Н.Бенуа. Ещё в студенческие годы латышский архитектор сотрудничал с известными архитекторами Петербурга В. А. Щуко и И. А. Фоминым.

В 1914 году Шталберг получил звание художника-архитектора за проект «здания Государственного совета», а с 1917 года стал ректором ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН (бывш. Академия Художеств) в Петрограде и в 1919 году – руководителем архитектурной мастерской.

В 1922 году вернулся в Латвию, стал работать на архитектурном факультете Латвийского университета.
Автор проекта Триумфальной арки павшим солдатам в Риге (1925), множества особняков в Межапарке,
соавтор Карлиса Зале в работе над Памятником Свободы и Мемориального комплекса «Судрабкалныньш» и др.

В 20-е годы в Латвию по приглашению правительства возвратились и другие деятели культуры, получившие образование в Петербурге и начавшие там свою творческую деятельность. Это Рихард Зариньш (Рихард Германович Зариньш, Rihards Zariņš (1869-1939), художник, график, популяризатор латышского народного искусства, автор денежных знаков Российской империи и первых революционных марок Советской России, а также автор герба (1921) и денежных знаков Латвии.
Это
Теодор Залькалнс (Фёдор Эдуардович Залькалн, Teodors Zaļkalns (1876-1972) – скульптор-монументалист и педагог. Это один из основателей профессиональной скульптуры в Латвии Густав Шкилтерс (Gustavs Šķilters (1974-1954).
Это и
Янис Тилбергс (Иван Христофорович Тильберг, Jānis Roberts Tillbergs (1880-1972) – художник-портретист, живописец, график и скульптор и многие-многие другие.

С Петербургом связано и имя Паула Страдыньша (Pauls Stradiņš, Павел Иванович Страдыньш) (1896-1958) – хирурга, онколога, историка медицины, доктора медицины и профессора, основоположника клинической онкологии в Латвии, известного своими исследованиями также в области травматологии, переливании крови, диетологии, фармакологии, физиотерапии и мн.др.

Паулс Страдыньш является и основателем знаменитого
Музея истории медицины в Риге. Официальной точкой отсчёта музея является 1957 год, когда незадолго до кончины Страдыньш подарил свою коллекцию государству. Так на базе частной коллекции одного человека, возник первый на всей территории Советского Союза музей, посвященный медицине и здоровью.

Паулс Страдиньш учился в Петрограде в Военной медицинской академии с 1914 по 1919 годы. Закончил с отличием, позже совершенствовал знания и защитил диссертацию на тему «Поражения периферических нервов и их лечение» под руководством профессора С. П. Федорова (1869—1936) в клинике Госпитальной хирургии.

«Профессор Страдыньш пожертвовал всю свою жизнь, талант, силы и умения людям. Паулс Страдыньш оставил нам не только своё имя, но и свою этическую и профессиональную систему ценностей, в центре которой – человек, его здоровье и жизнь».
(Arnolds Atis Veinbergs, главный врач больницы им. Страдыня)

Кристапс Хелманис (Христофор Иванович Гельман, Kristaps Helmanis (1848-1902) и Альфредс Бертушс (Alfrēds Bertušs (1849-1890) – микробиологи мирового уровня, окончившие Тербатский ветеринарный институт (Kaiserliche Veterinair-Institut zu Dorpat ) и защитившие диссертацию на звание магистра. Успешно вместе работали в Петербурге.

 Кристапс Хелманис настолько был поглощён наукой, что, даже служа в армии, в конце длинного коридора казармы устроил лабораторию, чтобы заниматься исследованием сапа, бешенства, туберкулёза и сибирской язвы. В 1886 и 1888 году Криспас Хелманис встречался в Париже с Луи Пастером. В Ветеринарном лазарете в 1886 году он устроил вторую в Российской империи станцию Пастера, в которой делал прививки против бешенства людям, которым грозила смерть. Один из первых в мире получил иммунную сыворотку против сибирской язвы. Независимо от Р. Коха получил туберкулин. В 1890 году способствовал организации в Петербурге Института экспериментальной медицины, став его первым действительным членом.

Оставив службу в армии в чине полковника, он стал руководителем отдела эпизоотологии института. Продолжить исследования и в дальнейшем возглавить отдел он пригласил в Петербург другого известного латышского микробиолога – Эйженса Земмерса (1843-1906).

Карл Креслинг (Карл Иванович Креслинг, Kārlis Krēsliņš (1860-1929)
в России считается
одним из зачинателей современной фармакологии и основателем практической бактериологии . Уроженец Рауны, он закончил Цесисскую уездную школу и в 1881 году поступил в ученики Цесисского аптекаря Иоганна Трампедаха.

В 1888 году начал учёбу в Тербатском (Дерптском) ветеринарном институте, в 1891 защитил диссертацию магистра и переселился в Петербург, куда его пригласил
Кристапс Хелманис, чтобы начать работу в Институте экспериментальной медицины.

С 1894 (по 1898) год Карл Креслинг стал редактором «Фармацевтического журнала», с 1895 – руководителем химической лаборатории Фармацевтического общества и организовал Первый конгресс фармацевтов.

Знаменитая аптека Креслинга (правое здание)

В 1899 году Креслинг открыл свою собственную аптеку в Петербурге на Б.Конюшенной,14.

(Фото: Денисов Ю.М. Приложение к альбому «Панорама Невского проспекта В.С. Садовникова» Л., «Аврора», 1974)

В 1899 году Креслинг открыл свою собственную аптеку в Петербурге, которая стала очень популярной и одной из самых современных аптек столицы, конкурируя даже со знаменитой в то время аптекой Александра Пеля, исполнявшей заказы императорского двора. В аптеке Креслига по адресу Конюшенная ул.,14 работало порядка 100 сотрудников. На первом этаже располагалась сама аптека, на верхних этажах находились химическая и бактериологическая лаборатории и квартира самого фармацевта.

Креслинг развернул и серьёзную научную работу: он изучал маллеин и туберкулин, изучал и производил сыворотки для профилактических прививок и диагностические средства, а также исследовал питьевые особенности воды Раунского Стабурага. Креслингу удалось заслужить и доверие Императора, диагностируя и помогая в лечении дифтерии царских детей. В 1903 году он исследовал также целебные факторы нового курорта Гагра , которому было назначено превратиться в Российскую Ниццу.

Креслинг являлся устроителем выставок, на одной из которых, в 1913 году, им был представлен собственный макет аптекарского магазина.

Креслинг – член Пражского, Венского и мн. др. научных сообществ, он награждён орденами высшего ранга. Переписывался и общался с известнейшими микробиологами Луи Пастером и Робертом Кохом. Скончался в 1929 году в Литве, куда эмигрировал вместе с семьёй после Октябрьского переворота. Национализированная аптека Креслера и после 17-го года оставалась одной из лучших аптек города, работала даже в блокаду.

С Петербургом связано и имя Паула Вальдена (Павел Иванович Вальден, Pauls Valdens (1863-1957) , одного из известных химиков своего времени. Свою докторскую диссертацию он защитил в Санкт-Петербургском университете в марте 1899 года. В мае 1910 года Вальден был избран членом Петербургской Академии наук и в 1911-м приглашён в Санкт-Петербург, чтобы возглавить Химическую лабораторию академии, основанную в 1748 году Михаилом Ломоносовым. В этой должности он оставался вплоть до 1919 года, проводя исследования в Риге и каждую неделю приезжая в Петербург на Академические собрания и для руководства исследованиями в столице.

В 1911—1915 годах Вальденом опубликовано 14 статей в «Известиях Академии наук» по электрохимии неводных растворов. В его научном наследии – 40 монографий и учебных пособий.

За научные открытия его многократно выдвигали на Нобелевскую премию (1913,1914, 1934). В 1919 году Вальден эмигрирует в Германию, где продолжает свои исследования в университете Ростока. В 1927 был избран иностранным членом Академии наук СССР.

С Ленинградом-Петербургом неразрывно связана судьба музыкантов, отца и сына, Арвида и Мариса Янсонсов (Арвид Кришевич Янсонс,   Arvīds Jansons (1914-1984) и Марис Арвидович Янсонс, Mariss Ivars Georgs Jansons (1943-2019) .

Арвид Янсонс – латышский дирижёр, музыкальный педагог и скрипач. В 1952 году стал ассистентом Евгения Мравинского в Ленинградской филармонии, а через год – 2-м дирижёром Симфонического оркестра Ленинградской филармонии, с 1962 года возглавил ее второй оркестр.

В 1964—1967 годах Арвид Янсонс одновременно и руководитель оркестра, с которым представляет советское искусство за рубежом. Особенно полюбили Янсонса слушатели Японии, где он выступал неоднократно. Также оркестр гастролировал в странах Европы и в Австралии.

В 1972—1984 годах Арвид Янсонс заведовал кафедрой оперно-симфонического дирижирования в Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (профессор). С 1972 по 1976 год руководил оркестровым классом консерватории.

Арвид Янсонс – народный артист СССР (1976), лауреат Сталинской премии (1951).

Имя Мариса Янсонса без преувеличения известно на весь мир. Марис Янсонс – один из ведущих дирижеров современности – своё музыкальное образование получил в Ленинграде, куда в 50-е годы переехала из Риги вся семья Янсонсов по приглашению Евгения Мравинского, сначала в специальной музыкальной школе при Ленинградской государственной консерватории,
а
в 1962 году в Ленинградской государственной консерватории по классу фортепиано и дирижирования Николая Рабиновича, которую окончил с отличием. Затем совершенствовался в Вене у Ханса Сваровски и в Зальцбурге у Герберта фон Караяна. В 1971 стал победителем конкурса дирижеров Фонда Герберта фон Караяна в Западном Берлине.

Как и его отец, Марис Янсонс многие годы работал с ЗКР АСО Ленинградской филармонии: был ассистентом Евгения Мравинского, который оказал большое влияние на его становление, затем приглашенным дирижером, регулярно гастролировал с этим коллективом. С 1971 по 2000 гг. преподавал в Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории.

С 1979 года занимал место музыкального руководителя оркестра Филармонии Осло. Среди других коллективов, с которыми работал Янсонс, – оркестр Концертгебау, Берлинский филармонический оркестр, симфонический оркестр Баварского радио, Чикагский, Кливлендский и Питтсбургский симфонические оркестры. С 1994 года сотрудничал с Венским филармоническим оркестром. Дирижировал новогодними концертами в 2006, 2012, 2016 годах. В с 2004-го по 2016-й являлся главным дирижером нидерландского Концертгебау.

Местом работы Янсонса был весь мир. Но дом был в Санкт-Петербурге. Это так называемый «толстовский дом», в котором живет весь цвет петербургской творческой элиты. Там коллекция его наград: и премия «Грэмми» за исполнение Тринадцатой симфонии Шостаковича в 2005 году, и ордена Германии, Франции, Австрии, латвийский орден Трех звезд, и золотая медаль Королевского филармонического общества (Royal Philharmonic Society) в Лондоне. Награда была вручена после концерта в «Барбикан-центре», после чего состоялся прием в посольстве Латвии в Великобритании. В концерте участвовал Symphonieorchester des Bayerischen Rundfunks под управлением Мариса Янсонса, звучали произведения Бетховена и Прокофьева.

Как-то в одном из интервью Мариса Янсонса спросили, почему он так редко приезжает в Петербург.

Я никогда не уезжал из Петербурга! – ответил Маэстро. –
Я живу в Петербурге, это мой дом. Я уезжаю работать. Обожаю этот город. Я здесь вырос, получил образование, сформировался как музыкант и как человек.
И мой отец, и я всегда считали себя ленинградскими, петербургскими дирижерами. И я не могу себе представить свою жизнь в другом городе.
Я всегда буду жить здесь, всегда.