Ничто не расскажет о латышском народе больше и лучше, чем латышская народная песня – дайна. Песня – главная и основополагающая традиция народа, память народа, его Огонь и сила. По словам латышского поэта Иманта Зиедониса, дайны – «это наука мирового устроения, рождённая опытом многих поколений», «негасимый свет» народа. На протяжении веков дайны передавались из уст в уста последующим поколениям. Чаще всего это были четверостишия, иногда повествование велось на шести строках.

Некоторые рифмы настолько глубоко уходят корнями в прошлое, что сквозь них проступают следы архаичных, дохристианских преданий и мифов. Только в 18 веке были предприняты первые попытки собрать и систематизировать это огромное поэтико-музыкальное наследие, но «Отцом дайн», человеком для которого народная песня станет делом всей жизни, по праву считается выдающийся фольклорист, писатель и общественный деятель, «живая легенда о народном духе» (Карлис Скалбе) Кришьянис Баронс (1835-1923).
Им были собраны и подготовлены к изданию шесть томов под названием
«Латышские народные песни», выходившие один за другим с 1894 по 1923 год. Первые тома были изданы в Петербурге при поддержке Академии наук, последние – уже в Латвийской Республике.

Карлис Скалбе:

«Дайны — это наша духовная отчизна…»

В 1880 году количество собранных песен не умещалось больше в коробках из-под папиросных гильз. Кришьянис Баронс приносит московскому столяру эскиз шкафа с семьюдесятью ящиками, разделёнными на ячейки, и совсем скоро руки мастера создадут знаменитый Шкаф дайн – картотеку Кришьяниса Баронса с рукописными карточками, где записаны латышские народные песни. В 2001 году Шкаф дайн, аналогов которому нет в мире, был внесён в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, а сами дайны включены в Латвийский культурный канон, созданный по примеру европейских стран, чтобы обозначить наиболее значительные произведения искусства и культурные ценности.
Сейчас Шкаф находится в Латвийской национальной библиотеке.
Он хранит около 270 000 дайн, а также латышские поговорки, загадки и т.д.

Обладая многовековой традицией песенного творчества, латыши в наши дни являются одним из самых поющих народов во всём мире. В 1873 году зародилась красивая и глубокая традиция Праздника Песни и Танца , которая и сегодня продолжает оставаться одним из важнейших культурных событий Латвии. Во второй половине XIX-го века народная Песня, в предшествующие столетия прочно укоренившаяся в музыкальной среде сельского общества, через созданные первыми латышскими композиторами обработки (Карлис Бауманис, Янис Цимзе) вошла в хоровой репертуар существовавших тогда небольших сельских хоров и стала силой, способствовавшей становлению мощного хорового движения.
В 1868 году было основано Рижское Латышское общество, по инициативе которого в Риге и был организован
Первый Всеобщий латышский праздник пения.

С течением времени Праздник Песни превратился в многостороннее культурное мероприятие, которое проходит раз в пять лет. Наряду с главным аспектом праздника – огромным сводным хором, чья художественная квалификация основывается на традиции пения a capella, содержание праздника расширилось, включив в себя также такие жанры искусства как танец, инструментальную музыку, музыку для духового оркестра и кокле, самодеятельные театральные представления, прикладное искусство и др. Но традиционно начинается Праздник с праздничного шествия всех коллективов-участников по улицам Риги.

Последний, XXVI Праздник Песни, проходил летом 2018-го года. В нём приняли участие порядка 43 000 хористов и танцоров. Это было самое значительное мероприятие за всё время существования Праздника. Он стал кульминацией всех торжеств 2018 года, устроенных в честь 100-летия провозглашения Латвийской Республики.

Праздник Песни и Танца в 2008 году также внесён в список ЮНЕСКО в качестве достояния нематериального культурного наследия и включён в Латвийский культурный канон.

Также культура Латвии немыслима без своих, народных, символов, которые существуют наряду с государственными, официальными, такими как герб, флаг и гимн. Эти народные символы очень ярко и точно отражают богатое поэтическое сознание латыша, бережно любящего свою землю: так у латышей есть национальная река, национальные деревья, национальный цветок, национальная птица и насекомое. И конечно же – национальный камень.

Национальная река Латвии, безусловно, — Даугава.

В Даугаву, которую, согласно латышской тейке,
проложили заяц с лисицей, а вырыли все остальные звери и птицы,
сам Бог влил из золотого кубка воду
и указал, куда течь…

И неудивительно, что стала река для латышского народа «рекой-матушкой», «рекой-кормилицей», чьи воды способны утешить, освободить ум и душу. «Живая вода, мёртвая вода слились в Даугаве» , – пишет латышский народный поэт Янис Райнис в своей поэме «Даугава» (1916). Это слияние принесло реке славу Судьбы и Рока, и именно в воды Даугавы сбрасывает народный герой Лачплесис Чёрного рыцаря, но падает вместе с ним и сам, знаменуя продолжение битвы Света и Тьмы…

Национальные деревья — 
дуб
 и
липа.

В Тукумском крае в местечке Кайве живёт знаменитый Кайвский дуб, самый древний дуб Балтии. Окружность его ствола составляет 10 метров и 52 сантиметра. Возраст Кайвского дуба примерно 530 лет. .

Издревле дуб и липа считаются священными деревьями, оттого, наверное, и нравится им в Латвии: ни для кого не секрет, что именно в Латвии растёт самое большое в Балтии число вековых дубов и лип.

Самая же крупная липа Латвии живёт в городе Валдемарпилс. Окружность её ствола почти 9 метров и видела она ещё герцога Екаба, а имя у неё Элку (Elku liepa) – липа Идолов. Дуб и липа наиболее воспеты и в дайнах, где дуб символизирует мужа, молодца, брата, мужское начало, а липа – жену, девицу или сестру, женское начало.

Национальный цветок – луговая ромашка. Её принято вплетать в венки на праздник Лиго – вот как раз к Яновым дням ромашки обычно и зацветают.

Национальная птица – белая трясогузка. Трясогузка тоже часто упоминается в дайнах и символизирует собой трудолюбие и усердие. В 1960 году она была утверждена в качестве национального символа Международным советом по охране птиц.

Национальное насекомое – двухточечная божья коровка. По-латышски – слово «божья коровка» (mārīte) образовывается как уменьшительно-ласкательное от имени Māra, имени латышской богини или «Матери земли», отвечающей за плодородие, в ведении которой находится весь материальный мир, в том числе хлеб, огонь и его сохранение. Возможно, поэтому крест крестов, крест Мары, изображали на буханке хлеба и вечером вычерчивали в пепле очага…
В 1991 году божья коровка была утверждена в качестве символа Энтомологическим обществом Латвии.

И конечно же, национальный камень Латвии — янтарь. 

Янтарь – это второе солнце, что упало в северное холодное море, желая быть ближе к человеку, взорвалось и превратилось в янтарь.

Янтарь – золотые слёзы сосен. Про него создано много легенд. А Северное (Балтийское) море латыши часто зовут Янтарным.
И это неудивительно, поскольку Латвия – янтарный край,
и из всех балтийских стран имеет самую протяжённую морскую береговую линию.