Ничто не расскажет о латышском народе больше и лучше, чем латышская народная песня – дайна. Песня – главная и основополагающая традиция народа, память народа, его Огонь и сила. По словам латышского поэта Иманта Зиедониса, дайны – «это наука мирового устроения, рождённая опытом многих поколений», «негасимый свет» народа. На протяжении веков дайны передавались из уст в уста последующим поколениям. Чаще всего это были четверостишия, иногда повествование велось на шести строках.
Некоторые рифмы настолько глубоко уходят корнями в прошлое, что сквозь них проступают следы архаичных, дохристианских преданий и мифов. Только в 18 веке были предприняты первые попытки собрать и систематизировать это огромное поэтико-музыкальное наследие, но «Отцом дайн», человеком для которого народная песня станет делом всей жизни, по праву считается выдающийся фольклорист, писатель и общественный деятель,
«живая легенда о народном духе» (Карлис Скалбе) Кришьянис Баронс (1835-1923).
Им были собраны и подготовлены к изданию шесть томов под названием
«Латышские народные песни», выходившие один за другим с 1894 по 1923 год. Первые тома были изданы в Петербурге при поддержке Академии наук, последние – уже в Латвийской Республике.
Карлис Скалбе:
«Дайны — это наша духовная отчизна…»
В 1880 году количество собранных песен не умещалось больше в коробках из-под папиросных гильз. Кришьянис Баронс приносит московскому столяру эскиз шкафа с семьюдесятью ящиками, разделёнными на ячейки, и совсем скоро руки мастера создадут знаменитый
Шкаф дайн – картотеку Кришьяниса Баронса с рукописными карточками, где записаны латышские народные песни. В 2001 году Шкаф дайн, аналогов которому нет в мире, был внесён в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, а сами дайны включены в Латвийский культурный канон, созданный по примеру европейских стран, чтобы обозначить наиболее значительные произведения искусства и культурные ценности.
Сейчас Шкаф находится в Латвийской национальной библиотеке. Он хранит около 270 000 дайн, а также латышские поговорки, загадки и т.д.
Обладая многовековой традицией песенного творчества, латыши в наши дни являются одним из самых поющих народов во всём мире. В 1873 году зародилась красивая и глубокая традиция Праздника Песни и Танца
, которая и сегодня продолжает оставаться одним из важнейших культурных событий Латвии. Во второй половине XIX-го века народная Песня, в предшествующие столетия прочно укоренившаяся в музыкальной среде сельского общества, через созданные
первыми латышскими композиторами обработки (Карлис Бауманис, Янис Цимзе) вошла в хоровой репертуар существовавших тогда небольших сельских хоров и стала силой, способствовавшей становлению мощного хорового движения.
В 1868 году было основано Рижское Латышское общество, по инициативе которого в Риге и был организован
Первый Всеобщий латышский праздник пения.
С течением времени Праздник Песни превратился в многостороннее культурное мероприятие, которое проходит раз в пять лет. Наряду с главным аспектом праздника – огромным сводным хором, чья художественная квалификация основывается на традиции пения a capella, содержание праздника расширилось, включив в себя также такие жанры искусства как танец, инструментальную музыку, музыку для духового оркестра и кокле, самодеятельные театральные представления, прикладное искусство и др. Но традиционно начинается Праздник с праздничного шествия всех коллективов-участников по улицам Риги.
Последний, XXVI Праздник Песни, проходил летом 2018-го года. В нём приняли участие порядка 43 000 хористов и танцоров. Это было самое значительное мероприятие за всё время существования Праздника. Он стал кульминацией всех торжеств 2018 года, устроенных в честь 100-летия провозглашения Латвийской Республики.
Праздник Песни и Танца в 2008 году также внесён в список ЮНЕСКО в качестве достояния нематериального культурного наследия и включён в Латвийский культурный канон.
Также культура Латвии немыслима без своих, народных, символов, которые существуют наряду с государственными, официальными, такими как герб, флаг и гимн. Эти народные символы очень ярко и точно отражают богатое поэтическое сознание латыша, бережно любящего свою землю: так у латышей есть национальная река, национальные деревья, национальный цветок, национальная птица и насекомое. И конечно же – национальный камень.
Национальная река Латвии, безусловно, — Даугава.
В Даугаву, которую, согласно латышской тейке,
проложили заяц с лисицей, а вырыли все остальные звери и птицы,
сам Бог влил из золотого кубка воду
и указал, куда течь…
И неудивительно, что стала река для латышского народа «рекой-матушкой», «рекой-кормилицей», чьи воды способны утешить, освободить ум и душу. «Живая вода, мёртвая вода слились в Даугаве» , – пишет латышский народный поэт Янис Райнис в своей поэме «Даугава» (1916). Это слияние принесло реке славу Судьбы и Рока, и именно в воды Даугавы сбрасывает народный герой Лачплесис Чёрного рыцаря, но падает вместе с ним и сам, знаменуя продолжение битвы Света и Тьмы…