История латышского национального театра как такового начинается с первого театрального представления трагедии Шиллера «Разбойники», сыгранной на латышском языке в имении «Дикли» в 1818 году. Семнадцатилетний слуга Янис Пейтанс, поражённый этой пьесой в Рижском немецком театре, перевёл её на латышский язык и организовал постановку, в которой играли крепостные.

Первый театральный спектакль на латышском языке («Пропойца Биртулис» по мотивам пьесы датского комедиографа Людвига Хольберга «Йеппе с горы») был сыгран в Риге 2 июня 1868 года. Как вспоминали о нём: «Представление становится большим событием – зал полон, и зрители «от этих проделок» заливаются смехом».

Через год, в 1869 году, в Риге же была поставлена пьеса первого латышского профессионального драматурга, «отца латышского театра» Адольфа Алунанса (1848-1912). Ведущими драматургами того времени были Рудольф Блауманис, Аспазия и Райнис.

О театре

История латышского театра неразрывно связана с Петербургом

В начале ХХ-го века с появлением в Петербурге латышских обществ при многих из них стали образовываться театральные кружки

В конце XIX века в Петербурге существовали в основном немецкие труппы. В одной из них играл комедийные роли и Адольф Алунанс. Алунанс жил и работал в Петербурге в 1868-1869 годах. В 1870 вернулся в Латвию и организовал первый национальный театр при Рижском латышском обществе (Рижский латышский театр), где работал директором, режиссёром и актёром. В 1894 году создал театр Алунана, для него написал комедии: «Радость и горе», «Бондарь и его жена», «Ицик Мозес», сатирическую пьесу «Джон Нейланд» и др.

С появлением в столице латышских обществ при многих из них стали образовываться и театральные кружки. Например, при Музыкальном обществе латышей были организованы не только концерты и вечера развлекательного характера, различные мероприятия по изучению латышского языка, истории, культуры, но и хор, ансамбль народных инструментов, симфонический оркестр и театральный кружок.

Первая мировая война нарушила привычный уклад жизни. В Петроград стали стекаться тысячи беженцев из Латвии, где шли боевые действия. Среди них были и деятели искусства: литераторы, художники, музыканты, актёры.

4 октября 1915 года постановкой пьесы Райниса «Вей, ветерок» начал свою деятельность Петроградский Новый латышский театр. В труппу, руководимую режиссерами Алфредсом Амтманисом-Бриедитисом и Алексисом Мерлауксом, влились уже известные рижские актеры из эвакуированного Нового рижского театра Густавс Жибалтс, Арведс Михельсонс, Берта Румниеце, Эдуардс Смильгис, Мирдза Шмитхене, Лилия Эрика и др. Театр начал работать под эгидой Петербургского латышского благотворительного общества (далее – ПЛБО), которое создало специальную театральную секцию. В дирекцию театра входили оба режиссера и три представителя ПЛБО. Представления проводились почти каждое воскресенье. Однако зрителей было мало. Очевидно прибывшие в Петроград осенью 1915 года эвакуированные рабочие, занятые обустройством своей жизни, не имели достаточно средств на посещения театра. Состоятельные же латыши предпочитали русские театры: Александринский, Мариинский, Музыкальной драмы, где художественный уровень был выше. Уже в феврале 1916 года у Нового латышского театра возник большой финансовый дефицит, но в сезон театр дал 29 представлений, как сообщает газета «Jaunās Pēterpils Avīzes». 1915. — № 13.okt.

На сложившейся ситуации сказалось и то, что кроме Нового латышского театра в Петрограде вскоре начали давать представления и несколько других латышских театральных коллективов: театр общества «Родина» , Латышский летний театр, Либавский латышский театр. Ставили спектакли и различные любительские труппы. Например, театральная студия латышского землячества Петроградского университета с привлечением профессиональных актеров из того же Нового латышского театра поставила пьесу Эмиля Верхарна «Филипп II» («Jaunā Dienas Lapa». 1915. – № 33 — 30.okt). Вот как о латышской театральной жизни в 1915/1916 гг. писал публицист Антонс Биркертс: «Петроград в этом отношении стоит на первом месте [среди городов, где жили латышские беженцы] примерно с 40 учтенными представлениями и двумя десятками неучтенных…».

Несмотря на бурные политические события 1917 года (Февральская революция, нарастающие большевистские настроения), в латышском обществе Петрограда продолжалась насыщенная культурная жизнь. Продолжал свою работу Петроградский Новый латышский театр. В середине августа было объявлено о том, что в театральную комиссию вошли представители всех местных латышских «рабочих» организаций, «которые содержат театр материально и определяют, и руководят направлением искусства». Фактически представители большевистских организаций вытеснили из театральной комиссии своих соперников («Strādnieku Avīze».1917. – №31 — 11.majs, 4.lpp.; «Jaunā Dienas Lapa».1917. – №165-30. Jūl., 3.lpp.).

После Октябрьского переворота жизнь весьма осложнилась.

В начале 1918 года писатель и критик Карлис Дзильлея признавал, что с тех пор, как деятельность латышского театра попала под влияние социал-демократических организаций, его репертуар стал «однообразным».

В первом полугодии 1919 года в Петрограде среди латышей не было проведено ни одного более-менее крупного культурного мероприятия. Член Всероссийского совета  Пролеткульта Карлис Озолc-Приедниекс констатировал, что в Петрограде «культурная жизнь, особенно среди латышей, дошла до нуля», а Латышский центральный коммунистический клуб и клуб имени Яниса Янсонса (Брауна)  «действует ради самого действия». Он признавал, что «виноваты в этом не члены клуба, ибо их тут раз, два и обчелся, а само время» («Krievijas Cīņa». – №98-27. majs, 2.lpp). После окончания гражданской войны в 20-х годах в Петрограде латышской творческой интеллигенции осталось очень мало. Например, в начале 1920 года работала только одна латышская актриса В. Звайгзне, которая руководила  Латышской драматической студией («Kommunists». 1920. – №42-24. febr., 2. lpp).

После падения советской власти в Латвии многие латышские культурные учреждения переместились в Петроград, где снова была предпринята попытка создать латышский театр. Газета «Жизнь искусства»  сообщила, что с 1 января 1921 года в помещении Украинского театра на Литейном,51 еженедельно будет даваться спектакль на латышском языке («Жизнь искусства». 1920. 24-25-26 дек. С.3). Речь идёт о Латышском драматическом театре (Latweesu Dramatiskais Teatris) , который в сентябре 1921 года обосновался при Латышском доме просвещения по адресу: Краснофлотская (Английская) набережная,12. Театр предназначался для обслуживания латышского населения не только Петрограда, но и всей Северной области.

C осени 1921-го года спектакли проходили на нескольких площадках – в Латышском домпросвете (зал на 250 человек), в бывшем зале Павловой (Троицкая ул.,13, ныне ул. Рубинштейна, театр «Зазеркалье»)  и в Доме просвещения им. К.Маркса (Владимирский пр., 12) (клуб им. Карла Маркса, ныне театр им. Ленсовета). 

Режиссёром и членом худ.совета был Юлиус Даумант. Производственный план Латдрамтеатра содержал подробную программу его деятельности  «по определённым художественным принципам посредством постановки латышских, русских и европейских писателей, а также посредством постановки пролетарских агитминиатюр и устройства рефератов, лекций и бесед на определённые темы; притом имеются в виду интересы самых широких масс». На практике творческие планы театра были скорректированы в сторону агитации и пропаганды – в отчётах латышской секции подотдела нацменьшинств губкома РКП (б) эта труппа, насчитывавшая к концу 1921 года уже 25 человек, называется  Латышским агитационным театром. Но вскоре и этот театр прекратил своё существование из-за отсутствия финансирования.

В начале 20-х годов появился драмкружок при Латышском Домпросвете, его руководителем стал бывший актёр Нового Рижского театра В. Бергманис. По данным на 1 февраля 1926 года, в драматической труппе Латышского Домпросвета числилось 54 участника.
К 30-м годам мастерство и возможности Латышской драматического кружка значительно выросли.
В связи с этим в 1931 году труппа была утверждена в качестве латышского театра при Домпросвете, но без отдельного финансирования, но только
с 1 октября 1933 года этот театр числится как профессиональный коллектив.

В 1935 году этот самодеятельный театр при Домпросвете был преобразован в Ленинградский Латышский театр-студию.
Директором и художественным руководителем театра стал Эрик Циммерман, хотя пштатная должность режиссёра и 1 декабря оставалась вакантной. 

В состав труппы входили администратор, машинист сцены и десять актёров, к тому же четырёх актёров разрешалось привлекать на «разовое участие». Считалось, что театр должен был готовить свои кадры через учебную студию, поэтому планировалось проводить следующие занятия: политзанятия, драматургия, латышский язык, постановка голоса, ритмика и драма. Из спектаклей театра-студии особенно выделялась постановка важной с идеологический точки зрения драматической хроники знаменитого латышского писателя, служившего в 6-м латышском стрелковом полку, Артура Кадикиса-Грозного совместно с Яном Эйдуком «Стрелки» («Strēlnieki pagriež stobrus» – «Стрелки поворачивают винтовки»,1933). Также упоминаются постановки старой национальной комедии «Preilenīte» («Прейльчанка», 1903) Юкумса Палевича, драмы Рудольфа Блауманиса и др.

И только с 1 января 1936 года, на основании решения культсектора латышского просветительского общества «Prometejs» («Прометей»), театр-студия получила, наконец, статус самостоятельного профессионального театра с отдельной сметой. В 1935-1937 годах коллектив театра состоял из 18 человек (15 человек – актёры), а в 1937 состав насчитывал уже 40 человек. Однако театр так и не был включён в систему Ленинградского областного управления театров (ЛОУТ), поэтому формально, будучи самостоятельным, студия оставалась в ведении Латышского дома просвещения.

Из Москвы возглавить в Ленинграде Латышский театр приехал заслуженный артист республики Адольф Яковлевич Ванадзинь (Ванадзин), один из видных деятелей московского латышского театра «Скатуве». При театр-студии был организован серьёзный обучающий процесс, но в целом подготовка актёров шла по системе Станиславского и Вахтангова.
За первое полугодие 1936 года были выпущены спектакли «Портрет» А.Афиногенова, «На вулкане» И.Штока, «Райнис и Юлия» А.Упита и др.

Спектакли находили большой отклик у зрителей. Латышский Допросвет делил помещение ещё с шестью домпросветами, поэтому предоставлять сцену и зрительный зал театру мог только 4 раза в месяц, однако получивший статус професиионального театра коллектив активно работал: за пять месяцев 1936 года в помещении допросвета на Некрасова,10 он дал максимальное количество спектаклей, и их посмотрели пять с половиной тысяч зрителей.

В репертуаре театра была также концертно-эстрадная программа, включавшая в себя художественное чтение, исполнение песен и частушек, соло на скрипке, танцевальные номера и скетч «Геометрия» . Эта программа предназначалась для гастроли по латышским национальным районам и сельсоветам. Она была частично осуществлена с 11 июня по 8 июля 1936 года. Удалось выступить в тринадцати латышских колхозах в восьми населённых пунктах Новгородского и Крестецкого районов Ленинградской области.

Первое появление театра на родном языке в этих населённых пунктах стало огромным событием, поэтому выступление театрального коллектива было встречено с большим воодушевлением. Кроме того, в каждом пункте остановки ленинградские артисты проводили «инструкторские беседы» в местных драмкружках, совещания с селькорами, выпускали совместные стенгазеты,
а представитель правления общества «Prometejs» Юлий Цирулис выступал с докладами о Конституции и стахановском движении.

Театр не имел прямого государственного финансирования, фактически существовал на дотации Латышского просветительного общества «Prometejs». Общество было создано в феврале 1924 года и стало крупнейшим из всех национально-просветительных обществ и единственным в стране. Деятельность общества имела как культурно-просветительский характер, так и агитационно-пропагандистский – внедрение коммунистической идеологии. Поэтому деятельность театра рассматривалась Обществом как культпросвет и имела огромное значение, так как в доступной для восприятия форме можно было донести нужную информацию и внедрить необходимую идеологию в сознание широких масс. Для безграмотных «театральные образы заменяли недоступную книгу». Искусство считалось идеологическим фронтом.

К концу 30-х годов репрессии по национальному признаку, появление в 1937 году особых «национальных приказов» НКВД предрешили судьбу многих. Больше всего пострадали члены национальных театров. Сначала начались придирки к репертуару – аполитичность и националистичность пьес, затем к артистам – наличие родственников за границей, степень владения языком. Особенно подозрительным было наличие в составе театральных коллективов политэмигрантов и перебежчиков, а также лиц, родившихся за границей.

В августе 1937 года было ликвидировано общество «Prometejs». В конце 1937 – начале 1938 года Латышского театра не стало. Не стало и труппы театра.

Использованные материалы:

Бартеле Т., Шалда В., Латышские беженцы в Петрограде. 1915—1920 // Россия и Балтия. Вып. 5: Войны, революции и общество. М., 2008.

Смирнова, Т. М. «Театральная жизнь многонационального Петрограда – Ленинграда, 1917–1941», Санкт-Петербург, Чистый лист, 2016.

Материалы Т.Черновой «Латышские театры России. Как это было?» на конференции латышских общин России 17 мая 2018 года.

Материалы краеведческого указателя «Театральная жизнь Ленинградской области. 1917-1941 годы» СПб, 2019.