Līgo un Jāņu svētki (Лиго и Янов день)

Вне всякого сомнения, Лиго – самый любимый латышский праздник, сохранившийся с далёких дохристианских времён, праздник летнего солнцестояния, когда на земле царит самая короткая ночь в году. В наши дни Яновы праздники – 23 июня Līgo diena (День Лиго) или Jāņu vakars (Янов вечер) и 24 июня – Jāņu diena (Янов день).

Языческая традиция до сих пор проглядывает сквозь этот праздник, сквозь огонь и воду, которым в эту волшебную ночь присуща живительная сила. Поэтому полезно купаться в озёрах и реках, что текут навстречу солнцу, ходить босиком по утренней росе и умываться ею. 

В песнях поётся:

Кто проспит Янову ночь, тот проспит и жизнь…

Янов огонь надо разводить по возможности на самом высоком месте, поскольку, как гласят древние верования, огонь несёт благословение настолько далеко, насколько виден его свет. Огонь следует зажигать на закате и поддерживать пламя до самого утра.

Все дождавшиеся рассвета Янова дня, также как и поля, пашни, обретают силу и плодородие, а весёлая традиция прыжков через костёр позволяет очиститься от всего ненужного. Так молодые прыгают, взявшись за руки, чтобы волшебная сила огня свела их вместе, объединила на всю жизнь, а ночью отправляются на поиски цветущего цветка папоротника…

По латышской традиции выбирают Янова отца и Янову мать, как символы Прародителя и Праматери, все остальные домочадцы и гости зовутся Яновыми детьми, символизируя произошедший от них народ. Отцу Яна на голову одевают дубовый венок, Матери Яна – венок из цветов. После Янова дня венок высушивают и хранят до следующего года, чтобы потом сжечь на Яновом костре, вместе с ним сжигая неудачу и несчастье.

Традиционно угощение праздничного стола на Лиго состоит из молочных продуктов, хлеба, свинины и ячменного пива. Но главным на столе неизменно является Янов сыр , который варят по специальному рецепту, сдабривая тмином. Янов сыр всегда круглой формы, он символизирует солнце и мир в их единстве. Каждый, кто отведает кусочек Янова сыра, забирает себе частицу солнечной энергии. Пиво же символизирует силу хозяина-труженика, обрабатывающего поля, высеивающего зерновые культуры, собирающего урожай.

И конечно же, главный участник празднования – песня. Так называемое «лигование» – это праздничные песнопения Яновых дней, где рефреном слышится: «Лиго, Лиго… » С ливского языка слово «Лиго» можно перевести как «Пусть осуществится«. Пение продолжается всю ночь до самого восхода солнца. Пение сопровождает хороводы вокруг костра, встречает гостей. Гости на Яновы дни всегда желанны, их приход означает согласие и достаток.

Priecīgus Līgo un Jāņu svētkus!!!

Ziemassvētki (Зимний праздник или Рождество)

Рождество – самый большой зимний праздник протестанско-католического мира, который с незапамятных времён празднуется во многих странах. Из года в год он отмечается с 24 по 26 декабря (24 декабря – это Рождественский вечер, 25 и 26 – соответственно Первое Рождество и Второе), и ни для кого не секрет, что Рождество – самый домашний, самый душевный праздник. Встретить Рождество всей семьёй – чудесная и давняя традиция.

Рождество – это праздник возрождения. В 274 году Римский император Аурелиан, чтобы укрепить своё языческое государство, ввёл особый праздник — Natalis Solis Invicti Праздник Непобедимого Солнца, который отмечали 25 декабря. Христианский мир, который в то время ещё не был особенно сильным, отреагировал установлением своего праздника – в ту же самую дату начали праздновать День рождения Иисуса Христа, который является «Светом миру» (Иоан. 8:12) (pasaules Gaisma” (Jāņa evaņģēlijs 8:12) и «Солнцем Правды» (Мал. 4:1-2) (“Taisnības saule” (Mateja evaņģēlijs 3:20).

Но в наши дни общество в целом стало достаточно светским, и во многом религиозные праздники растеряли свою строгую религиозность. И в Латвии Рождество, как, впрочем, и Пасха, чаще носит семейный характер, в котором элементы религиозной традиции имеют больше внешний, больше развлекательный смысл.

Время ожидания Рождества именуется Адвентом, а неизменными символами являются украшенная ель, под которую укладываются подарки, и Дед Мороз (Sala Tētis). Всегда печётся перечное печенье – Пипаркукас (piparkūkas), а к столу латыши готовят особое блюдо из варёного серого гороха со шкварками. Есть такое поверье: на столе должно быть не менее девяти блюд, тогда будет достаток в будущем году.

Но помимо собственно христианской и светской тридиций в последнее время в Латвии возрос интерес к древним праздненствам. Известно, что корни Рождества теряются в языческих верованиях.

В древних верованиях

Солнцеворот рассматривали
как момент борьбы тьмы и света —  добра и зла.

У древних латышей Рождество (Солнцеворот) был единственным из четырёх солнечных праздников, которому в названии присвоено имя праздника. Дословно с латышского языка Рождество (Ziemassvētki)Зимний праздник. Если принять, что в латышском слово «праздник» (svētki) образовано от слова «святой» (svēts), что вначале означало «белый», «ослепительно чистый» (balts, tīrs spodrs), тогда становится немного понятнее и содержание этого праздника. .

К Зимнему празднику латыши готовились очень долго – прибирали двор, украшали комнату различными украшениями из соломы, сушёных цветов, древесных стружек, птичьих перьев и пряжи. Особенно были почитаемы пузуры (puzuris)  — подвесные украшения, которые часто изготавливались из соломы или кусочков тростника, что нанизывались на шерстяные нити. Нередко они представляли собой различные обереги и символы. Такие пузуры теперь можно легко встретить на улицах Латвии в Рождественские праздники. Так же известны и символы солнышка – в картофель воткнутые солома или тростник.

Для праздничного угощения в канун праздника готовились различные кушанья и напитки. Неотъемлемой частью праздничного стола латыши считали свиное рыло и «ķūķis» (суп из бобов, гороха, толчёных ячменных зёрен и копчёной свинины, часто свиного уха. Из-за этого кушанья часто праздник так и назывался «Kūķu vakars»), а также бобы, горох, крупяную колбасу, пироги и пиво.

Широко распространённым обычаем было петь песни и водить хороводы. Особыми Рождественскими играми исследователи считают те, в которых месяцу надо поймать солнце или волку – козу, таким образом разыгрывая борьбу света с тьмой.

Ещё одной известной традицией был «Bluķa vakars», канун Рождества. «Bluķis» (колода) считался символом завершённых осенних работ и символом плодородия наступающего года. Так заранее изготовленную из огромного дуба колоду тащили по двору или из одного дома в другой и после этого сжигали. Некоторые исследователи полагают, что в колоде изображали солнце, которое люди тащили наверх и побуждали вернуться; другие, что таскаемая повсюду колода собирала невзгоды и несчастья, которые потом истребляли, сжигая.

Одно из самых известных занятий на Рождество – хождение ряженых, в масках, с песнями и весёлыми проделками, из дома в дом.

Латышские верования, так же как и проделки, связаны с различными жизненными сферами, однако главным образом направлены на погодные условия, на хорошее самочувствие и изобилие.

В канун Рождества надо быстро заканчивать дела, чтобы они спорились весь год.

В Рождество надо девять раз поесть, тогда будешь богат.

В Рождество надо ставить на стол хлеб, соль и огонь, тогда следующий год будет хорошим.

Ветряное Рождество обещает множество садовых фруктов/хороший урожай фруктов.

В Рождественскую ночь надо пойти босыми ногами яблони трясти – тогда на следующий год ожидать богатый урожай яблок.

Если до Рождества не замёрзнут реки и озёра, тогда следующим летом будет прекрасный улов рыбы.

Каковы 12 часов после Рождества, таковы будут и все 12 месяцев.

Весёлое Рождество – радостная Пасха.

Priecīgus Ziemassēvtkus!!!

Vārda dienas (Именины)

Именины – это также один из любимых латышских праздников. Можно смело утверждать, что в Латвии Именины обладают большей популярностью, чем Дни рождения. Существует специальный календарь имён, где расписано, у кого в тот или иной день Именины. Каждый день включает до четырёх имён, но есть и особая дата — 22 мая — для празднования имён (часто иностранных), не вошедших в календарь.

Эта традиция в некоторой степени связана с церковным календарем Святых, но сегодня она носит почти светский характер и с церковным календарём не совпадает. Агентство государственного языка обновляет календарь каждые два года.

На Именины принято дарить цветы и небольшие подарки. Их празднуют с семьей дома и с коллегами по работе. В отличие от Дней рождения, каждый желающий может присоединиться к празднованию Именин даже без приглашения.

Daudz laimes vārda dienā!!!

Lieldienas (Пасха)

Пасха, когда чествуется Воскресение Иисуса Христа, – огромнейший праздник во всём христианском мире, в том числе и в Латвии. Каждый год для празднования Пасхи в Латвии предусмотрено 4 выходных дня: Страстная пятница (Lielā piektdiena), Страстная суббота (Klusā sestdiena), Пасха (Pirmās Lieldienas) и Светлый (Пасхальный) понедельник (Otrās Lieldienas), когда, согласно Писанию, Христос неузнанным явился двум своим опечаленным ученикам, разделил с ними путь в селение Эммаус.

В наше время большая часть жителей Латвии считает Пасху, как и Рождество, семейным праздником.

У древних латышей

Пасха была временем, 
когда
 
наспупала пора весенних работ .

В Пасху утром надо рано вставать, чтобы посмотреть, как солнышко играет, и надо вымыться в проточной воде, что течёт навстречу солнцу, что позволяет получить бодрость, светлый ум, здоровье и красоту.

В своё время ритуальными действиями крестьяне пытались помочь земле пробудиться и заблаговременно обеспечить ей плодородие, способствовать урожайности.
Одна из характерных дошедших до нашего времени пасхальных традиций – варка и окрашивание яиц. С яйцами в этот праздник связано множество традиций и игр. Например, на Пасху девушки дарят яйца молодым людям за качание на качелях, люди обмениваются яйцами, часто происходит и битва яиц.

Устройство подвесных качелей и непосредственно качание – также одна из главных традиций на Пасху. Качание на качелях – обязательная часть праздничного ритуала. Поверье гласит, что в Пасху нужно много качаться, поскольку тогда весь год не наступит сон, и летом слепни, комары и змеи не укусят, овцы будут упитанными, а лён вырастет длинным.

Качание на качелях символически копирует качание и танец солнца утром на Пасху. Качание словно бы помогает солнцу раскачаться, чтобы легче было подняться на небесную гору до самой вершины. В своё время в Пасху первыми раскачивались хозяйка и хозяин дома. После того, как качание закончилось, качели нельзя было останавливать, в противном случае, птицам не удастся высидеть птенцов, а вороны унесут цыплят.

Ну, а дети в Пасху ждут зайчика. Именно зайцы в это время приносят расписные яйца и прячут подарки!..

Пасхальные кушанья главным образом состоят из зерновых продуктов и молока. Особые пасхальные кушанья – круглой формы, символически изображающие солнце. Таковыми являются яйца и горох. Принимая в пищу на Пасху горох, можно обрести изобилие и выносливость. Если ешь яйца без соли, летом будешь много врать. Варя яйца, нельзя дуть на огонь, чтобы яйца не лопнули, а также говорить или смеяться нежелательно.

Когда яйцо хорошо чистится, растёт хороший лён и будет легко его обмолачивать.

Пасхальные яйца относятся и на кладбища, что символизирует воскресение, чтобы умершие родились во второй раз.

Верования также говорят: дождь в Страстную пятницу несёт плодородие не только земле, но и людям.

Кто в Страстную пятницу утром после восхода солнца поднимется, тот этот год простит медвежьим сном. Съедая первое пасхальное яйцо, нельзя его оцарапать, поскольку тогда будет столько болезни, сколько у яйца царапин.

А увиденные в пасхальную ночь сны сбудутся.

Priecīgas Lieldienas!!!

Kapsētas svētki или Kapu svētki (Кладбищенский праздник)

Традиция Кладбищенского праздника уходит в глубину веков: первые упоминания появляются в католических источниках ещё в 1428 году. Из самого названия становится понятным, что речь идёт о почитании предков, о трепетном отношении к исторической памяти. Уход за кладбищами, их оформление и украшение, обычаи повседневного и праздничного посещения могил близких – это существенный элемент латышской культуры. Латышские кладбища – это порядок, чистота, живые цветы и свечи. Неудивительно, что публицистика XIX–XX вв. свидетельствует, что кладбище в Латвии – священное место, «божественный сад, который возделывает человек своими руками в память о своих предках».

В число официально признаваемых лютеранской церковью Кладбищенский праздник был включен только в конце XIX – начале ХХ в. Существует следующий фольклоризированный рассказ: один пастор-немец привык к тому, что по воскресеньям латыши послушно посещают церковь. Однажды зашел – а церковь пуста! «Где латыши?» – удивленно воскликнул он. Оказалось – все на кладбищах, поминают своих усопших. Тогда пасторы решили, так сказать, держать руку на пульсе и вместе с ними праздновать кладбищенские праздники.

Праздник отмечается раз в году и приходится преимущественно на июль или август. В каждом месте назначается своя дата.

В настоящее время на празднике всегда присутствует пастор или священник, он проводит службу. Как правило, после службы за пределами кладбищенской ограды устраивается трапеза в виде пикников, что позволяет неформально общаться «своей средой», или же семьи с гостями едут угощаться домой.

В течение всего дня или вечером могут устраиваться «зеленые балы» – весёлые массовые танцевальные и музыкальные празднования под открытым небом, в которых могут принять участие не только местные, но и известные творческие коллективы.

Кладбищенский праздник воспринимается как своего рода праздник жизни, потому что он «о жизни, ведь о смерти на кладбищах никто не думает» .